Вот, к примеру, Мальта. Островное государство, находящееся в западной части Средиземного моря приблизительно на половине пути от Италии до Ливии. В этом месте пересекаются важные морские дороги, связывающие Европу, Азию и Африку. Не удивительно, что несколько неудобных для жизни островков (здесь даже добыча питьевой воды — большая проблема) всегда привлекали завоевателей. Вокруг Мальты то и дело кипели сражения.
Пожалуй, самое судьбоносное из них произошло в 1565 году. Турецкая эскадра с 35 тысячами воинов пыталась захватить Мальту. Если бы эта операция завершилась успехом, турецкий флот фактически стал бы хозяином всего Средиземного моря. Оттоманская империя могла бы легко захватить порты Франции, Испании и Италии. Что это значило бы для европейской цивилизации, представить нетрудно. Например, от порта Чивитавеккия до Рима, резиденции главы католической церкви, пехоте всего два дня пути. А кавалерии и того меньше. Казалось, ничто не спасет христианскую Европу!
В такие моменты роль одного человека, находящегося в нужном месте, возрастает настолько, что он и современникам, и потомкам кажется олицетворением судьбы. Задним числом, например, можно сколь угодно славить или хаять народовольцев, но уж если они при минимуме средств и возможностей сделали то, что они сделали, не лучше ли принять взгляд, что и эти ребята — непосредственные участники Божественного замысла, цель которого ни нам, ни им неизвестна?
А теперь от осин и трясин российской истории подадимся лучше к истории Мальтийского ордена.
Орден этот назывался и орденом госпитальеров, и орденом иоаннитов, и родосским орденом. Такое обилие названий отражает бурную историю ордена. Возник он во времена крестовых походов, был посвящен святому Иоанну Крестителю и занимался приемом и размещением паломников в Палестину. То есть тем, что на латинском языке называлось «hospitium», гостеприимством. После падения последних оплотов христиан в Святой земле, рыцари ордена перебрались на остров Родос. С Родоса иоаннитов тоже изгнали мусульмане, правда, гораздо позже. С 1530 года орден обосновался на Мальте и стал называться Мальтийским. В судьбоносном 1565 году его возглавлял
Кстати, Ла Валет — земляк самого известного из героев А. Дюма. Подобно доблестному Д’Артаньяну, он родился в Гаскони. Поскольку Жан был младшим сыном в семье, на наследство ему рассчитывать не приходилось. Поэтому в 19 лет он вступает в орден госпитальеров и готовится к служению, изучая медицину и фармакологию. Впрочем, юноша довольно быстро понимает, что тихая работа — не для него. И переходит в моряки. Тоже дело нужное. Орден иоаннитов располагал большим галерным и парусным флотом. Орден в то время находился на Родосе и постоянно воевал с турками и пиратами. Говорят, здесь у Ла Валета была возлюбленная, которую умыкнули в неволю напавшие на остров турки. Узнав о похищении девушки, Ла Валет снарядил погоню, но тщетно.
В 1522 году армия султана Сулеймана Великолепного захватила Родос и орден стал «бездомным». Бездомным, но не бездействующим. По давней традиции госпитальеры помогали испанским королям в их битвах против «неверных» еще со времен Реконкисты. При поддержке иоаннитов король Карл V овладел крепостью Триполи. Ла Валет был назначен губернатором этой крепости. Но через несколько лет с более спокойной службы он вновь уходит в море. Где в 1540 году попадает в турецкий плен и становится рабом, гребцом на галере. Не слишком веселый поворот судьбы в 46 лет!
Через два года Ла Валета выкупили из плена. Вскоре он становится Великим Магистром теперь уже Мальтийского ордена. Вот где пригодились командирские навыки и капитанский гонор! Понимая, что рано или поздно острову придется выдержать осаду, Ла Валет усиленно к этой осаде готовится. Строятся стены и форты, готовятся запасы еды и воды (на Мальте, как я уже говорил, нет ни рек, ни ручьев). Небольшое количество местных жителей интенсивно обучается военному делу. Рыцари прежде на них не обращали внимания, разве что выдавали для прокорма лицензии на занятие пиратством. Да-да, «пираты в законе», ни более, ни менее! Надо сказать, что рыцари ордена совсем не были белыми и пушистыми. Их главным промыслом было пиратство. Именно пиратским рейдом был захвачен Триполи. Именно за пиратство изгнал их с Родоса султан Сулейман Великолепный. Именно для того, чтобы уничтожить новое пиратское гнездо на Мальте, он послал сюда огромный флот и 35 тысяч воинов.
Звездное событие в жизни Ла Валета, да и во всей мальтийской истории — Великая Осада. Иногда ее называют просто Осада. 19 мая 1565 года турецкий флот подошел к Мальте. Ла Валету в это время исполнился уже 71 год! Даже по нашим временам — почтенный дедушка. Может быть, уже слегка поехавший умом.
Насчет ума, знания и интуиции можно уверенно сказать — они не покинули Ла Валета в ходе битвы. Атаки турок отражали 600 рыцарей ордена, 7 тысяч наемников и 4 тысячи жителей острова, включая даже детей. Ла Валет не только руководил обороной, не только лично командовал артиллеристами, находясь под турецкими ядрами, но и проявлял недюжинную полководческую хитрость и жестокость.
Казалось, судьба действительно была благосклонна к старику, не боящемуся смерти. Из всех битв Ла Валет выходил невредимым. Даже легких ран не получал он в смертельных поединках. Атака турецкого войска была отбита. 7 сентября 1565 года, опасаясь начала осенних штормов, турки сняли осаду.
Ла Валет получил от римского папы должность кардинала, но кардинальскую шапку он так и не надел. На 73-м году старый рыцарь скончался и был похоронен среди других рыцарей ордена в крипте собора святого Иоанна в городе, который был заложен по его приказу. И который в его честь позже назовут Валеттой.