В одной среде параллельно происходят как минимум две реакции. Причем продукты первой реакции являются исходными реагентами для второй. В свою очередь, продукты второй реакции являются исходными реагентами для первой. Что при этом должно происходить?
Вначале скорость первой реакции будет велика, но с течением времени ее ход замедлится, поскольку уменьшится концентрация исходных реагентов. В то же время начнет возрастать скорость второй реакции — ведь количество ее исходных реагентов, продуктов первой реакции, возросло. По мере хода второй реакции ее исходные реагенты исчерпаются, реакция замедлится, зато теперь снова ускорится первая реакция — ведь у нее снова появились исходные реагенты. И так далее до бесконечности. Концентрация реагентов все время будет колебаться — то возрастать, то убывать. Потому и реакции назвали
Но биохимия — сложная наука о сложных веществах, взаимодействующих друг с другом в сложных средах. Слишком много факторов, чтобы спокойно изучить, как происходят реакции нового типа, с которыми химики до тех пор еще не сталкивались. Вот если бы обнаружить колебательную реакцию, происходящую с неорганическими веществами!
Однако на статьи, которые в 1951, а после этого в 1955 году Борис Павлович послал в солидные химические журналы, рецензенты дали один ответ: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!»
Человек более молодой и менее потрепанный жизнью, вероятно, мог бы возразить рецензенту. Послать в редакцию акт, свидетельствующий о том, что описываемое в статье явление имеет место. Наконец, приехать в редакцию с колбами и реактивами, чтобы продемонстрировать свою правоту недоверчивым рецензентам. Но генерал Белоусов почел ниже своего достоинства что-либо доказывать. Хотя работу над своим открытием продолжал.
Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы об удивительном открытии
Поскольку
Сейчас кажется: «А как же иначе?». Но в те годы компьютеры назывались еще «электронно-вычислительными машинами» и выглядели соответственно. Стальные шкафы, размещенные в немаленькой комнате с кондиционерами. Информация вводилась с перфокарт или с перфолент, а выводилась на длинные бумажные «простыни» распечаток. Воистину, интеллектуальные паровые машины! При этом машины коллективного пользования — для своих расчетов ты получаешь только часть общего времени работы вычислительного агрегата. Так что применение компьютеров для моделирования сложной химической реакции тоже было новинкой.
В 1964 году вышла статья
В принципе, открытие колебательных реакций вполне было достойно Нобелевской премии. Но, как говорят, «карта легла по-другому». Определенной компенсацией можно считать то, что в 1980 году нескольким ученым — физикам и химикам, за изучение колебательных реакций была вручена Ленинская премия. В списке была и фамилия Бориса Павловича Белоусова. Его наградили посмертно.