Всегда ли награда находит героя? Труды и дни геолога Ларисы Попугаевой

Реклама
Грандмастер

А теперь вернемся к Ларисе Гринцевич. Летом 1950 года она работала, как говорят геологи, «в поле», на севере Иркутской области, на реке Нижняя Тунгуска. В 1951 году Лариса провела лето на Полярном Урале. А вот в 1952 году в поле она не поехала, потому что вышла замуж и родила дочку.

Весной же 1953 года Лариса (теперь Попугаева) попросила отправить ее в Якутию вместе с партией Наталии Сарсадских. В ходе экспедиции летом 1953 года геологи обнаружили здесь, на берегах реки Далдын, кристаллы пиропа и маленький алмаз. Очевидно, что в следующее лето надо было возвращаться сюда для продолжения разведки методом пироповой съемки.

Но летом 1954 года Н. Сарсадских поехать в экспедицию не могла, у нее родилась дочь. Лариса Попугаева тоже могла бы отказаться, поскольку была беременна. Но что пелось в комсомольской песне? «Раньше думай о Родине, а потом о себе!» Родине нужны были алмазы. Лариса Попугаева сделала аборт и поехала в экспедицию в Якутию.

Ее должность называлась «начальник партии». Хотя в партии этой были всего 2 человека: она и рабочий

Реклама
Ф. А. Беликов. Работали вместе, и работа была нелегкая — ручная промывка грунта. На свежем (очень свежем!) воздухе. Геологи постепенно спускались по течению реки Далдын, исследуя также ее притоки, и составляли таблицу, отмечая количество пиропов в шлихах и пытаясь определить место их максимальной концентрации. Поиск привел их на водораздел двух ручьев. Здесь Лариса обнаружила необычную породу, глину голубоватого цвета, всю в пиропах. Это был алмазоносный кимберлит! Это была победа!

Но недаром говорится: у победы много родителей. Местное геологическое начальство совсем не желало отдавать лавры первооткрывателя какой-то посторонней девчонке из Ленинграда. И дело здесь было не только в славе. За открытие месторождения полагалась немалая премия. За открытие же первого месторождения советских алмазов явно светила Сталинская премия! Большие деньги вдохновляли на большую подлость.

Реклама

По возвращении на базу Лариса Попугаева сделала доклад об открытии ею алмазоносной породы. Мало того, еще до начала экспедиции, ожидая самолета, который отвез бы ее с Ф. А. Беликовым на Далдын, она щедро поделилась методикой пироповой съемки с местными сотрудниками. А как же иначе! Чему ее учили всю жизнь? Знания и опыт следует отдавать советским людям.

Сразу же после сделанного доклада от Ларисы потребовали сдать в спецчасть все собранные материалы: карты, записи, образцы. Так полагалось по закону, и возражать было нечего. А вот потом начался натуральный прессинг. Ларисе без обиняков предложили задним числом написать заявление о переходе на работу в местную геологическую экспедицию. В этом случае честь важного открытия переходила бы местному геологическому начальству. В ход пошли угрозы всех калибров. Ларису не допускали к посадке в самолет «на материк» и не разрешали послать в Ленинград телеграмму. Вспомнили вдруг, что она — дочь «врага народа». Стали поговаривать, что места здесь дикие, люди — тоже. Так что Лариса может заблудиться в тайге — и поминай как звали. Наконец, Л. Попугаеву элементарно посадили под домашний арест. После трехмесячного сопротивления Лариса подписала требуемое заявление.

Реклама

Теперь давайте вспомним, что речь идет о молодой женщине, рвущейся домой к мужу и маленькой дочери. Так что три месяца сидения в якутской глуши Л. Попугаевой можно смело засчитать за год тюремного заключения.

Возвращение в Ленинград было совсем не триумфальным. Сотрудники ВСЕГЕИ сказали Ларисе, что она предала их интересы и подвергли женщину обструкции. Что тоже было достаточно подло. Ведь за три месяца никто из ленинградского начальства не побеспокоился: почему это от Ларисы нет никаких известий. Не требуется ли помощь? Короче говоря, Л. Попугаева попала в незавидное положение советских военнопленных, которым нелегкое пребывание во вражеском плену приравнивалось к предательству.

Реклама

В общем, возвращение в институт было невозможно. Лариса поступила в аспирантуру Горного института, которую так и не закончила.

Как положено, после наказания невиновных состоялось награждение непричастных. В 1957 году шесть геологов получили Ленинскую премию за открытие алмазных месторождений в Якутии. Естественно, что фамилия действительного первооткрывателя, Л. Попугаевой, в этом списке не значилась. Правда, в том же 1957 году ей был вручен орден Ленина «за успехи в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 325-летием вхождения Якутии в состав Российского государства».

К «алмазной» тематике Л. Попугаева больше не возвращалась, да ее к ней и не допускали. Она устроилась на работу в Центральную научно-исследовательскую лабораторию камней-самоцветов, где и трудилась до конца жизни.

Реклама

Справедливость по отношению к Ларисе Попугаевой была частично восстановлена в 1970 году. Ее удостоили звания «Первооткрыватель месторождения». В том же году она стала кандидатом наук по совокупности заслуг без защиты диссертации. А уже после смерти ей был поставлен памятник в городе Удачный, который находится рядом с первым месторождением советских алмазов, открытым Л. Попугаевой.

Реклама