Хотя, когда спустя 19 лет этот длинный, как жердь, нескладный молодой человек предстал перед очами приемной комиссии Театрального училища имени
Но что-то магнетическое был в том азарте, с каким Павел пытался передать содержание рассказа Довженко. Слов ему не хватало, но мимика, жесты, были включены на полную катушку! И он победил!
И сокурсники, и преподаватели очень любили «нескладного» Луспекаева. За то, что он никогда не ставил себя выше кого-то, всегда умел найти выход из любой сложной ситуации, не терял оптимизма даже там, где ему не было места. А уж искусством перевоплощения обладал потрясающим. А что вы хотите? Еще 15-летним пацаном Павел попал в партизанский отряд, был разведчиком, от умения сыграть роль зависела его жизнь…
Но четыре года учебы в Москве не «выветрили» южного говора у Павла, и его мечта «зацепиться» за Малый театр так и осталась мечтой. Пришлось ехать туда, где этот «недостаток» не был так заметен — в Тбилисскую «драму». И отдал ей немалое количество лет, пока не был «переманен» в Киев, в театр Леси Украинки. Это постарался для себя режиссер Л. Варпаховский. И именно в этом театре заметил коллегу Кирилл Лавров, который в 1959 году приезжал в родной Киев погостить. В каких словах описывал актер своего коллегу Товстоногову, художественному руководителю Ленинградского БДТ — не столь важно. Главное — Луспекаев оказался в Ленинграде.
Здесь Павел запомнился сразу — на его Нагульного из «Поднятой целины» люди ходили по нескольку раз. Впереди была не менее значительная роль — Скалозуба в «Горе от ума», но горе подобралось с другой стороны — на одной ступне у актера образовалась серьезная рана, которая никак не зарубцовывалась. Эта был первый звоночек к будущей трагедии. Но, по словам соседа по лестничной площадке Луспекаева — Олега Басилашвили — Павел и тогда не расклеился, а принялся за написание рассказов. В них не было стройности, но был по-писательски острый взгляд на те мелочи, мимо которых обычно люди проходят мимо…
К сожалению, болезнь прогрессировала, и в 1963 году врачам ничего не оставалось, как удалить пальцы на ступнях обеих ног. Но несмотря на это — Павел не сдавался, и очень надеялся на то, что главную роль в своей жизни он еще не сыграл.
И судьба улыбнулась ему — вначале он получил роль физрука Косталмеда в фильме «Республика ШКИД», одно из ключевой по замыслу режиссера. Но судьба вновь от него отвернулась — болезнь обострилась до такой степени, что пришлось ампутировать одну ступню. А роль Косталмеда была «урезана» до тех эпизодов, в которых успел сняться Луспекаев.
К тому времени он уже успел расстаться со своей первой женой Инной Кирилловой. Новой избранницей актера стала бывшая супруга режиссера Владимира Мотыля. Она-то и уговорила своего экс-мужа дать одну из интереснейших работ в его новом фильме «Белое солнце пустыни» именно Павлу Лупескаеву. Конечно, не из жалости! Но и Мотыль понимал: лучшего претендента на роль таможенника Верещагина — ему подобрать трудно. Но, согласитесь, утвердить на роль актера, у которого к тому времени не было ступней — и для Мотыля было не меньшим подвигом!
Съемки давались Павлу с трудом. Он очень уставал. И вечером после окончания «трудового» дня, садился на алюминиевую скамеечку, которую приносила жена, опускал ноги в море, подзывал к себе девочек из «гарема» и под огромными блюдцами звезд читал им что-то из своих бывших ролей. И эти «посиделки» помогли девчонкам не быть такими скованными в окружении блестящих актеров во время съемок.
А еще всем запомнились съемки знаменитой сцены, в которой Луспекаев ложками ест черную икру. Она тогда было в страшном дефиците и съемочной группе пришлось закупить 2 кг этого деликатеса в одном из ресторанов. Для того чтобы создать впечатление, что икры немерено и ложка в ней тонет, в тарелке было сделано специальное углубление. Луспекаев решил попробовать, как это все будет смотреться, и пока операторы настраивали аппаратуру, к вящему ужасу режиссера, съел несколько ложек икры еще до того, как прозвучала команда «Мотор». Поэтому свои слова о том, что икра ему надоела, Павел говорил на полном серьезе!
Очень жаль, что его звездная роль стала практически последней. 17 марта 1970 года в час дня он позвонил Михаилу Козакову из гостиницы, в которой остановился и пожаловался на то, что скучает. А уже через час актера не стало. Врачи определили — разрыв аорты сердца. До своего 43-летия Павел не дожил чуть больше месяца.
А его песня из кинофильма «Белое солнце пустыни», автором которой является Булат Окуджава, до сих пор любима не одним поколением россиян. «Не везет мне в смерти» — пел тогда Луспекаев. Как видно, накликал…
Маресьевым сцены его называли еще при жизни. Он оставил нам хороший урок — даже если судьба складывается вопреки всему — улыбаться и жить надеждой никогда не поздно!