Памяти Юджина Шумейкера. За что Женьку-сапожника похоронили на Луне?

Реклама
Грандмастер

Она успела сжаться в комок, и ее выбросило в открывшуюся дверь на красную глину далекой австралийской Таманской пустыни. Весь лобовой удар мчащегося на них грузовика Женька-сапожник принял на себя. Руль вдавился в грудь, в глазах потемнело. И тогда из глаз на фоне так любимой им космической вечной черноты посыпались яркие звезды… И он полетел к ним.

Так погиб Юджин Шумейкер, американский ученый, основоположник науки астрогеологии, по дворовой кличке Женька-сапожник. Первый, и пока единственный в истории освоении космоса человек, похороненный на… Луне.

Он погиб 18 июля 1997 года, возвращаясь с женой Каролин в открытом внедорожнике по грунтовому покрытию пустынной колеи с очередного изучаемого ими кратера в Таманской глуши. Каролин пришла в себя на больничной койке только спустя сутки.

Реклама

Она озвучила волю покойного мужа: тело кремировать, а прах захоронить в одном из лунных кратеров. За заслуги перед человечеством в деле освоения космоса и изучения влияния космических тел на планету Земля 6 января 1998 года американский космический аппарат Lunar Prospector сбросил в лунный кратер бронзовую капсулу с прахом Юджина Шумейкера. Да покоится она с миром.

В капсулу были помещены изображения знаменитого Кратера Дьявола (ныне кратер Берринджера) в системе грандканьонов Аризоны, внеземное происхождение которого было доказано (вопреки существующей теории о его вулканическом происхождении) Юджином Шумейкером. В капсулу также поместили отрывок шекспировского стихотворения из «Ромео и Джульетты»:

Реклама

Когда умрет он, распылите
Частицы праха в звездах малых.
И это сделает лицо небес таким прекрасным,
Что мир возлюбит черноту ночей
И Солнцу перестанет преклоняться.

В этих стихах была выражена воля покойного ученого. И лицо небес действительно изменилось с тех пор: теперь мы знаем, что там, в «черноте ночей» покоится прах землянина, нашего современника, простого парня из эмигрантской семьи, Женьки-сапожника, как дразнили его в Калифорнии, где он родился. И это делает такой чужой и холодный космос более близким и очеловеченным. Как же: и там уже наши люди!

Реклама

А родился Юджин Шумейкер в невзрачной еврейской семье, 28 апреля 1928 года. Молодые годы пришлись на эпоху великого кризиса. На медные гроши, подрабатывая по ночам, Женька мечтал об одном — стать из сапожника ученым. Его интересовали именно те камни земли, об которые сбивали подметки и каблуки папины клиенты. Он добился своего и получил диплом геолога-петрографа.

Работая с земными камнями, молодой Юджин все чаще отрывал свой взор от подошвы земли к небесам. Он интуитивно чувствовал, что многие камни подарены нашей старушке именно космосом, а не вытолкнуты из земных сфер земными катаклизмами. Официальная наука открыто смеялась сапожнику-мечтателю в лицо. Нужно было обозлиться и доказать. Чтобы доказать, надо было браться за науки, связанные с изучением

Реклама
космоса.

Он был всего лишь ГЕО-логом. Требовалось стать космогеологом. Такой науки не было — ее предстояло создать самому. Задачка для молодого парнишки, да?

Аризона — край, где работа планеты Земля видна как на ладони. Видны ее морщины и вспученные прыщи, видны ее разломы и пики. Аризона зияет кратерами. Но там же видна и работа космоса, бомбардирующего нашу планету своими телами — астероидами. Эту догадку высказал ученый Берринджер еще в 1903 году, изучая Кратер Дьявола. Всего лишь домысел. Пустая догадка.

Национальный Географический Комитет верит только доказательствам? А докажи! И Юджин докажет: начав с Кратера Дьявола в Аризоне, он всю свою жизнь посвятит извлечению из кратеров образцов пород, доказывающих внеземное происхождение кратерообразований. Многие из

Реклама
исследований ученого нельзя было подтвердить лабораторно — не было соответствующей аппаратуры. Но приведенные им расчеты по силе сжатия пород благодаря механическому воздействию извне, а не изнутри, окончательно убедили научный мир в правильности теории Берринджера и Шумейкера.

Благодаря этим расчетам ученые признали, что в нашу Землю недалеко от местечка Винслоу, Аризона, врезался астероид диаметром всего в 45 метров со скоростью выстреленной пули. Он образовал кратер правильной чашеобразной формы глубиной в 550 футов и шириной в 4000 футов.

(В Лас-Вегас едут не только играть в казино и любоваться уникальной красотой города. Любопытный народ оттуда совершает экскурсии на величественную дамбу Гувера (нечто космическое, правда), в знаменитую Долину Смерти и, конечно, на Гранд Каньоны Аризоны. Есть уникальный ландшафтный экскурсионный маршрут малыми самолетиками на 8 человек над каньонами и кратерами Аризоны. Я дважды летала. Теперь мне на Луну незачем — я уже видела, как выглядит ее поверхность.)

Реклама

Шарик размером в 45 метров. А если в 450 метров? Что станет с нашей планетой? Как уберечь землю от такого столкновения? Как убедить NASA и военных в необходимости создания космического оружия против незваных камушков? Пока гром не грянет, ковбой не перекрестится…

Надо найти в «черноте небес» астероид, болид, осколок малой планеты, показать и доказать этим умникам в погонах, как такая плюшка может стереть жизнь с лица планеты. Будем искать.

Вместе с женой-астрономом Каролин и другом-астрономом Леви они находят болид, получивший название комета Шумейкер-Леви-9.

Реклама

Осколочек (фрагмент G) кометы, столкнувшись с Юпитером, вызвал взрыв (пристегните ремни!) равный 6 (шести) триллионам тонн тринитротолуола! Пристегнитесь потуже: это в 600 (шестьсот!) раз превышает мощность всего ядерного запаса планеты Земля! Пшик — и нету.

Пока мы тут на шарике мелочно пихаемся локтями, где-то в далеких галактиках на нас уже созрел камушек и, знай себе, летит…

А Женька-сапожник спит вечным сном в своем лунном кратере. Его дело было нам сказать и доказать. Даже своей последней волей. Он свое дело сделал. Сделаем ли мы? Объединимся ли мы, как вид, против летящей на нас головешки, или будем продолжать кидаться земными камнями?

А теперь прочтем по-новому стихи Шекспира и вникнем в тайный смысл послания:

Когда умрет он, распылите
Частицы праха в звездах малых.
И это сделает лицо небес таким прекрасным,
Что мир возлюбит черноту ночей
И Солнцу перестанет преклоняться.

Реклама