Путь в 1170 км был преодолен за 22 дня. Снежной зимой 1730−1731 годов молодой Ломоносов в составе обоза проходил по старому Московскому тракту через Верховажье. Поселение это было образовано в 1678 году, сегодня это районный центр Вологодской области с населением почти 14 000 человек, со второй половины XVII века — торговый и ремесленный центр русского севера.
К слову, пройти Верховажье пешком из конца в конец можно всего за 26 минут, а Ломоносов в Верховажье сегодня — главный туристический бренд.
В связи с 300-летием со дня рождения
Тем не менее, именно в этом ничем особо не примечательном селе в годовщину очередного юбилея (в 2001 году) установлен памятный знак «Дорóгой Ломоносова».
Самая большая заслуга Ломоносова в отношении русского языка — это очищение его от искажений словами иностранного происхождения. Литературным прогрессом в России мы обязаны преимущественно немногим мужам, отмеченным обширной ученостью и неугасимой любовью к искусствам и литературе.
Тем не менее путь
Родился Михайло Ломоносов 19 ноября 1711 года (по новому стилю) на острове недалеко от деревни Мишанинской и посада Холмогоры. Его отец Василий Дорофеев сын, крестьянин, живущий ловлей рыбы, стал брать с собой юного сына еще десяти лет от роду в плавания по северным морям в поисках рыбы.
Мальчику ничто не доставляло такого удовольствия, как проведение времени в чтении и писании, чем он под руководством служителя божественного слова занимался со столь счастливым успехом, что в короткое время превзошел всех родственников, которые нередко разражались ударами против него, так как он далеко превосходил их необыкновенной восприимчивостью и понятливостью в том, что преподавалось. Об этом повествуют нам различные источники и исследования.
Между тем по некоему благоприятному случаю юный Ломоносов получил в подарок две книги, из которых одна содержала грамматику славянского языка, а другая — начало арифметики, и настолько ими увлекся, что последующее время имел обыкновение называть их «вратами своей учености». Как же получилось, что Ломоносов оказался в Москве?
В одну из зимних ночей 1730 года Ломоносов тайно бежал за обозом крестьянской артели, отправившейся в Москву для продаж рыбы, за что был проклят собственным отцом. В первый период жизни в Москве, тщетно ожидая помощи от людей, при посредничестве смилостивившегося монаха Ломоносов был принят в семинарию Заиконоспасского мужского монастыря (основанного еще в 1600 году Борисом Годуновым).
Отсюда молодой Ломоносов отправился в Киев, однако, не пробыв там и года, снова возвратился в Москву. В это же время Петербургская академия наук из семинарии, в которой обучался Ломоносов, потребовала таких питомцев, которые, зная латынь, могли бы с успехом посещать лекции профессоров в Академии.
Через два года обучения в Академии, усердно занимаясь физикой, математикой, химией и минералогией, Ломоносов был послан в Марбург, где три года обучался под руководством профессора Христиана Вольфа. Затем по совету Вольфа отправился на медные рудники Саксонии, где «упражнялся в практике искусства металлургии» под руководством советника Генкеля, и через год вернулся в Марбургский университет.
В 1739 году Ломоносов на родном языке ямбическим стихом написал оду в честь победы русского оружия у Хотина над турками и татарами. Эта песнь, посланная в Петербург и поднесенная императрице Анне заботой руководства Петербургской Академии наук и изданная в печати, стала началом славы Ломоносова.
Весьма интересны особенности личной жизни и приключения Ломоносова в это время. В 1740 году в Марбурге, живя на средства Академии наук, уже владея языками, он взял в жены дочь немецкого портного, в доме которого жил, и пожелал, чтобы этот брак был тайным. Однако вскоре, «подавленный денежными затруднениями в связи с возросшими расходами и домогательствами кредиторов», покинул жену и всех остальных, тайно бежал, намереваясь попасть в Петербург через Голландию.
А когда недалеко от Дюссельдорфа заночевал в селе, то наткнулся на прусского офицера, вербовавшего в рекруты. Вскоре Ломоносов вместе с другими завербованными солдатами был послан в укрепление Вессель — на караул. Здесь, решившись на бегство, перейдя границу Прусского королевства, через города Арнхейм и Утрехт достиг Амстердама, везде объявляя себя саксонским студентом.
В Амстердаме будущий ученый обратился за помощью к русскому послу Олдекопу, который охотно согласился помочь и послал Ломоносова к графу Головкину в посольство в Гааге. Получив таким образом всё необходимое для жизни, Михаил Васильевич вернулся в Амстердам и вскоре отплыл с кораблем в Петербург.
Между тем он уведомил жену в Марбурге о своем намерении отправиться без нее в Петербург, просил ее не писать к нему, прежде чем в новом письме он не уведомит благоверную об условиях своей жизни. Слово свое Ломоносов сдержал: помня о данном обещании, прожив в Петербурге год и поправив дела, послал супруге письмо и деньги на дорогу, и через короткое время «не без удовольствия обнял ее со своей дочерью».
В 1741 году Ломоносов в возрасте 30 лет (возрасте не мальчика, но мужа) уже был назначен адъюнктом и с того времени по справедливости отмечен наградами за свою старательность не только в литературе и истории отечества, но также и в химии, минералогии, физике и мозаичном искусстве.
Остальные вехи жизни знаменитого ученого более-менее известны всем: в 1746 году 35-летний Ломоносов стал профессором химии и экспериментальной физики, в 1757 году удостоен титула коллежского советника и в том же году был принят в члены Академической канцелярии. В 1760 году его заботе были вверены петербургские университет и гимназия, и, наконец, в 1764 году Ломоносов получил титул статского советника.
Слава нашего ученого распространилась также и за границу. Он был принят в члены Болонского общества и Академии наук в Стокгольме.
Скончался Михаил Васильевич Ломоносов 4 апреля 1765 года в Петербурге, где и погребен в Александро-Невском монастыре. Под дорогим надгробием, блестящим, мраморным, сооруженным на средства графа
О последних годах жизни великого нашего соотечественника ходит немало легенд, одна из которых свидетельствует о том, что, «став академиком, Ломоносов не изменился: шутить с ним было по-прежнему опасно, но в карцер его уже не отправляли».
Таков необыкновенный путь великого русского человека.