Как Джон Пайрпонт Морган спас США?

Реклама
Грандмастер

Создатель гигантских корпораций, Дж. Пайрпонт Морган был противником рыночной конкуренции. Он считал, что борьба за рынок отвлекает компании от главного — зарабатывания денег. И здесь, как ни странно, он сходился во взглядах с самыми ярыми противниками капитализма, видевшими в укрупнении капиталистического производства путь к объединению пролетариев и приближению светлого коммунистического будущего.

Однако не социалисты были главными врагами Моргана, а родное государство. Политики США прекрасно видели, что появление монополий приводит к крушению главной основы американского образа жизни — свободной конкуренции. Кроме того, в царстве монополий самим политикам отводилась незавидная доля. Из повелителей государства они превращались в прислужников Морганов и

Реклама
Рокфеллеров.

Основания для таких опасений были немалые. По оценке историков, в конце 19-го века в распоряжении Дж. Моргана денег было больше, чем в распоряжении всех Соединенных Штатов Америки. О чем было написано в занятной книжице «Капиталистические акулы», которую подпольный миллионер Александр Иванович Корейко обязательно бы купил, будь у него свободные деньги. Кстати, прозвище Дж. Пайрпонта Моргана в деловых (и не только деловых) кругах было «Shark» («Акула»). Потому что проглотить он мог кого угодно, не подавившись.

Государство, насколько могло, ограничивало безграничные аппетиты «акулы"-Моргана, и естественно, тот отвечал взаимной неприязнью правительству и правительственным структурам. Но именно Моргану пришлось уже на закате своей жизни спасать свою страну от страшной катастрофы — обвала фондовых рынков.

Реклама

Историки называют этот кризис «биржевой паникой 1907 года». Все началось с того, что в 1906 году Великобритания увеличила учетную ставку. Начался отток капиталов из США в Великобританию. Закон природы — рыба ищет где глубже, а деньги кочуют туда, где больше платят за заем. Надо сказать, что канал перекачки золота из США в Англию еще со времен Гражданской войны надежно контролировался банком Моргана. И Морган получал от этого контроля немалую выгоду.

Отток капиталов ухудшил финансовую ситуацию в США. Но беда не ходит одна. В середине 1907 года на мировом рынке произошло падение цен на медь. В результате сильно обесценились акции медного концерна «United Cupper». Это был один из тех гигантов-монополистов, создание которых так приветствовал Морган. «United Cupper» считался абсолютно «непотопляемым». Акции этого концерна финансисты расценивали как надежнейшее средство вложения денег, наряду с государственными облигациями развитых индустриальных стран. Акции «United Cupper» покупали многие брокерские фирмы и коммерческие банки, чтобы придать солидность своим инвестиционным портфелям.

Реклама

Как видим, правы были американские политики, старавшиеся ограничить монополизацию экономики страны. Крушение одной из монополий обернулось цепной реакцией разорений крупных и мелких предприятий. Началась массовая продажа вышедших из доверия ценных бумаг. В результате курс акций на Нью-Йоркской фондовой бирже катастрофически упал. Показатель биржевой активности, индекс Доу-Джонса, во второй половине октября 1907 года за несколько дней снизился на 30−40%.

Ценные бумаги мгновенно потеряли свою ценность. Вкладчики утратили доверие к банкам и начали забирать из них свои деньги. У банков не оказалось наличных для выплаты всех своих долгов. Один за другим они стали объявлять о банкротстве. Банковские чеки мгновенно перестали принимать по всей стране. Никто не был уверен, что полученный чек удастся обналичить. Поскольку за все и везде стали требовать оплаты наличными, возникла острая нехватка наличных средств. Денег стало не достать, а процентные ставки по кредитам взлетели на поднебесную высоту.

Реклама

Министерство финансов США вступило в борьбу с катастрофой слишком поздно. Главным банкам страны были выделены значительные суммы наличных денег. Но этих денег уже не хватило на то, чтобы погасить панику. Государству не хватало собственных денег! Оно не могло расплатиться по своим же обязательствам! Трудно предвидеть, какой катастрофой мог бы стать развал финансовой системы США.

И тогда на поле боя вышел престарелый Джон Пайрпонт Морган. Денег у него в распоряжении, как уже было сказано, было больше, чем у государства. Эти деньги в решающий момент он направил в нужное русло. Группе центральных банков Морган предоставил кредит из собственных средств на очень льготных условиях. Кроме того, тем предприятиям, чьи деньги хранились в банке Моргана, были досрочно выплачены проценты и дивиденды. Паника была погашена, доверие к банкам начало восстанавливаться.

Реклама

Морган сделал еще одну вещь, которую не могло и не имело права делать государство. Он попросил крупных биржевых спекулянтов на некоторое время прекратить торги на бирже и не играть на понижение акций. Просьба Моргана в то время оказалась более весомой, чем приказ. Вряд ли кто-нибудь захотел бы ему перечить. Нью-Йоркская фондовая биржа — главный источник рыночной паники — на несколько дней прекратила свою работу.

С большим трудом порядок на рынке фондовых бумаг был восстановлен.

Подвиг Дж. Моргана можно в полной мере оценить как патриотический акт. Ведь действовал он, казалось бы, во вред себе, спасая от гибели главного врага — правительство США. Не рассчитывая на то, что деятели из Вашингтона решат поставить ему золоченый памятник.

Какой там памятник! Правительство даже не прекратило начатое против Моргана расследование в нарушении антимонопольного законодательства. И только смерть банкира избавила его если не от суда, то от длительных судебных разбирательств.

Реклама