Фанни возвращается в Крым. Наверное, надеется на возобновление отношений с Дмитрием Ульяновым. Но она его больше не интересует. Поэтому ей ничего не остается, как поступить на работу. Фанни Каплан становится заведующей курсами по подготовке работников волостных земств. Странное, надо сказать, место работы для человека, у которого образования-то как такового нет. Лишь домашнее, которое ей дал отец, да каторжное. Но, видимо, в те годы ценились другие знания, которым в школе не учат. А так, работа как работа, с окладом в 150 рублей. Одинокой Фанни хватало.
Известие о Великой Октябрьской революции она услышала здесь же, в Крыму. Фанни Каплан ждала не такого завершения революции. Она мечтала об Учредительном собрании. 7 ноября 1917 года борьба эсеров не закончилась.
30 августа 1918 года после митинга на заводе Михельсона в Замоскворецком округе Москвы было совершено покушение на руководителя советского государства Владимира Ильича Ленина. Стреляла в него эсерка Фанни Каплан. Преступница арестована на месте.
Вот и все, что, в принципе, было известно простым гражданам о событиях того дня на протяжении более семидесяти лет. Была жертва и была злодейка, посмевшая поднять руку на великого человека. Но действительно ли все так просто и ясно? Конечно, нет. Хотя с того дня прошло уже девяносто лет, но тайна покушения на Ленина так и остается неразгаданной.
Давайте попробуем восстановить череду тех событий, что происходили в тот далекий от нас августовский день. Опишем очень кратко, придерживаясь тех официальных версий, которые существовали долгие годы. Почему? Да потому, что размышлять, предполагать и строить версии можно долго. А я совсем не ставлю эту задачу. Ведь мой рассказ — не научное историческое исследование, а всего лишь повествование о Фанни Каплан, вольно, а может быть, невольно замешанной в этих событиях. Останавливаюсь на описании только потому, что в последнее время эта тема перестала быть актуальной, и молодое поколение практически ничего не знает о ней.
…30 августа 1918 года выпал на пятницу. А по пятницам в Москве всегда проводились митинги. Любили их в ту пору, посещение для рабочих считалось обязательным. На этот день у Владимира Ильича было запланировано два выступления: одно на бывшей Хлебной бирже, второе — на заводе Михельсона. На последнем начало митинга было назначено на семь часов вечера. Но из-за задержки Ленина началось несколько позже.
Примерно в половине одиннадцатого Ленин, окруженный толпой рабочих, вышел из здания гранитной мастерской, где проходило собрание, и направился к ожидавшей его машине. Сесть в машину он не успел, прозвучало три выстрела. Ленин упал. Началась паника.
Странную женщину с зонтиком и сумочкой в руках заметили в Серпуховском переулке. Она стояла у дерева и курила папиросы. Женщину задержали, ею и оказалась Фанни Каплан.
Почему она привлекла внимание? Об этом мы уже никогда не узнаем. Может, кто-то опознал ее как стрелявшую. Может, просто показалась подозрительной. А может, просто не понравилась пробегавшим мимо.
Известно, что в тот вечер было арестовано много народу. Кого-то после допроса отпустили, кого-то задержали на неопределенный срок, кого-то, говорят, даже застрелили на месте. Больше всех не повезло, как и не везло ей почти всегда по жизни, Фанни Каплан. Именно она стала тем «козлом отпущения», на которого свалили вину за покушение.
Я не буду, да и не имею права, категорично утверждать, что Каплан его не совершала. Все может быть. Но всплывшие в последние годы факты все-таки отрицают это. И главный из них, конечно, тот, что Фанни Каплан была практически
Как бы там ни было, но Фанни Каплан оказалась на Лубянке в ВЧК. Ни револьвера, из которого стреляли в Ленина, ни каких-нибудь документов при ней обнаружено не было. Да и душевное состояние ее было ненормальным. Аванесов, присутствующий на первом допросе Каплан, четко высказал свое мнение по этому поводу: «На вид сумасшедшая какая-то. Или экзальтированная».
Ответы на все вопросы чекистов не блещут оригинальностью: «Не знаю… не хочу… не скажу… не буду…». И вдруг, как выстрел: «Стреляла я по убеждению». Чистое признание, которое и легло в основу обвинения. Что это — правда или бред больной женщины? Неизвестно.
Последнее вполне можно допустить. Яков Петерс, исполняющий в то время должность временного председателя ВЧК и проводивший допросы Каплан, не отрицал этого факта. Вместо ответов на конкретные вопросы Фанни Каплан несла просто чушь. Даже жаловалась на то, что ею пренебрег в Харькове ее любимый Мика.
А чекистам Каплан на роль убийцы вполне подходила. Как же, эсерка, враг большевиков. Тут уже вступали в дело большие политические дела. Стоило ли обращать внимание на маленькую Фанни. Лес рубят — щепки летят.
Вот и полетела жизнь Фанни Каплан. Разобрались с ней быстро. Уже 3 сентября 1918 года женщину расстреляли в Кремле под шум мотора автомобиля. Для этого ее специально перевезли с Лубянки. Кстати, это был единственный случай расстрела на территории Кремля. Ее даже не похоронили нормально — сожгли в железной бочке, облив тело бензином. Ужасно!
На этом можно было бы и закончить рассказ об этой странной женщине, которую просто преследовала полоса неудач. Не под счастливой звездой, видимо, родилась Фанни Каплан. Страшная судьба…
Но закончить не получается. Потому что начинается самое интересное. То тут, то там выплывают сведения, что Фанни Каплан, якобы расстрелянную в Кремле в 1918 году, видели разные люди через много лет после ее расстрела. Например, упоминаются Соловки, где она работала в должности библиотекаря. Называются и Свердловская тюрьма, и Новосибирская. Самое интересное, что все это не просто слухи, а официально оформленные протоколы. В них сообщается, что узница под именем Фаня Ройд не кто иная, как Фанни Каплан. Содержалась во всех упомянутых тюрьмах на особом положении, в отдельных, самых лучших, камерах…
Так ли это? Кто знает. Такие тайны, уровня тайны покушения на Ленина, обычно не имеют срока давности и не подлежат разглашению. Хотя… Будем надеяться, что наши внуки и правнуки когда-нибудь узнают истинную правду об этой маленькой женщине…