Анна Достоевская. Жена, психолог или талантливый литагент?

Реклама
Профессионал

Анна Григорьевна Достоевская (урождённая Сниткина) (1846−1918) — вторая жена Ф. М. Достоевского. Она познакомилась с писателем в один из самых драматических периодов его жизни. Преследование кредиторов, нужда, игра в рулетку, обязательства перед семьёй умершего брата… И ко всему этому тоска, одиночество, участившиеся приступы эпилепсии. Всё это вынудило Достоевского заключить кабальные договора на написание сразу двух романов — «Игрок» и «Преступление и наказание».

И среди этого мрака — солнечный луч, подарок, выигрышный билет — можно как угодно говорить о появлении перед писателем двадцатилетней Анны Сниткиной.

Кто же она? Добрый ангел, единомышленник, помощник, хранительница очага? Думаю, всё, вместе взятое.

Реклама

Имя Достоевского Анна услышала в шестнадцать лет. Она нашла у отца «Записки из Мёртвого дома» (Сниткин Г. И. — бедный дворянин, мелкий чиновник, большой поклонник литературы). Прочла, поплакала и воспылала желанием переустроить мир. Но как? Немного подумав, Анна решила стать педагогом. Нести знания, врачевать юные души, вселять в них веру в счастливое будущее… — что может быть благородней?

Осенью 1864 г. Анна поступила на отделение физмата Педагогических курсов. Проучилась год и… ушла. Причина серьёзная — умер отец, и Анна вынуждена была зарабатывать на содержание семьи. Окончив курсы стенографисток, она стала лучшей ученицей профессора Ольхина, к которому и обратился Достоевский.

Реклама

Знакомство состоялось 4 октября 1866 г. Анна Сниткина пришла в дом Алонкина, где жил Достоевский, поднялась в квартиру № 13 и, спустя некоторое время, увидела известного писателя.

«С первого взгляда он показался мне довольно старым. Но лишь только заговорил, сейчас же стал моложе, и я подумала, что ему навряд ли более тридцати пяти-семи лет. Светло-каштановые волосы были сильно напомажены и тщательно приглажены. Но что меня поразило, так это его глаза: они были разные, один — карий, в другом зрачок расширен во весь глаз и радужины незаметно. Эта двойственность взгляда придавала взгляду Достоевского какое-то загадочное выражение».

Несколько дней совместной работы и… неожиданный разговор. Вернее, не разговор, а настоящая исповедь.

Реклама
«Его рассказ произвёл на меня жуткое впечатление, — позже писала Анна Григорьевна. — Этот по виду скрытный и суровый человек рассказывал мне всю прошлую свою жизнь с такими подробностями, так искренне и задушевно, что я невольно удивилась».

Почему Достоевский разоткровенничался? Понравилась стенографистка? Или почувствовал родство душ? Думаю, и первое, и второе. Помню слова незабвенного Георгия Ивановича Смирнова — директора музея Достоевского в Старой Руссе. Проговорив с ним три вечера, я поняла: Достоевский мыслил интуитивно. И отчасти порывисто.

Итак, рассказав о себе, Достоевский выстроил мост и протянул Анне Сниткиной руку. Видимо, почувствовал родную душу. И он не просчитался. Это был выигрыш, давший большие дивиденды. Будучи на одной волне, Анна и Достоевский за 26 дней написали роман «Игрок» и выполнили условия контракта — невероятно жёсткие, можно сказать — кабальные. А потом — предложение руки и сердца.

Реклама

По словам Анны Григорьевны, в этот момент Достоевский очень волновался. Боясь получить отказ, он заговорил о художнике — вымышленном персонаже романа. «Представьте, что этот художник — я, что я признался вам в любви и попросил быть моей женой. Скажите, что вы бы мне ответили», — спросил Фёдор Михайлович. И услышал: «Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь».

Анна Григорьевна не покривила душой и своё слово сдержала. Она любила Достоевского до конца своих дней и умерла с мыслью о нём.

Венчание состоялось 15 февраля 1867 г. в Измайловском Троицком соборе Санкт-Петербурга, а вслед за ним — «чёрный» медовый месяц. Родственники Достоевского вели себя как пчелиный рой. Они жалили молодую жену, жужжали над ухом писателя, просили, возмущались, плакали. Ими руководил страх потерять денежное довольствие. Достоевский нервничал, ссорился, переживал. Кажется, сопротивляться бесполезно — впереди неизбежный разрыв.

Реклама

Но Анна Григорьевна пошла ва-банк. Она продала свои драгоценности и увезла Достоевского в Германию. Тайком, не сказав никому ни слова — на три месяца. Однако денег хватило на четыре года. И здесь опять заслуга Анны Григорьевны. Строжайшая экономия, расчёт, за ними — задача-максимум: предоставить Достоевскому возможность спокойно работать. И наступило счастье. Для обоих. Между супругами никто не стоял, каждый занимался своим делом.

Анна Григорьевна одерживала победу за победой. Одна из них была очень важной — Достоевский бросил рулетку.

«Надо мною великое дело свершилось, — писал Достоевский. — Исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти десять лет. Я всё мечтал выиграть: мечтал серьёзно, страстно… Теперь всё закончено! Всю жизнь вспоминать это буду и каждый раз тебя, ангела моего, благословлять

Реклама
».

Анна Григорьевна родила Достоевскому четверых детей. Первая — Сонечка — умерла в младенчестве, в 1868 г. в Дрездене появилась Любовь, в 1871 г. — Фёдор, в 1875 г. — Алексей (впоследствии умерший от эпилепсии в возрасте трёх лет). Благодаря жене Достоевский расплатился с долгами и купил двухэтажный особняк в Старой Руссе (единственная собственность Достоевского).

Мир и любовь, провинциальная тишина, распределённая по часам жизнь. Достоевский работал по ночам и вставал в 11 часов утра. Поздний завтрак, общение с детьми, прогулка, обед, совместная работа. Фёдор Михайлович диктовал, Анна Григорьевна записывала.

К слову сказать, Анна Достоевская весьма успешно занималась изданием и распространением книг мужа. Изучив тонкости издательского дела, она сама продавала книги Достоевского (некоторые печатала за свой счёт). Так, например, весь тираж романа «Бесы» был продан за месяц, а он ведь лежал дома, и в объявлениях, которые дала Анна Григорьевна, указывался домашний адрес.

28 января 1881 г. Достоевский умер, и жизнь для Анны Григорьевны остановилась. По словам её дочери, А. Г. Достоевская «осталась в 70-х годах девятнадцатого столетия». Она продолжала заниматься наследием мужа, однако общалась только с теми, кто любил и знал Достоевского.

Реклама