Первый вопрос: откуда такое непривычное имя? Его дал сыну профессиональный революционер Кузьма Русаков, который за свои политические взгляды 11 лет провел на царской каторге. В далеком 1923 году ему казалось, что еще чуть-чуть и над Россией прольется свет правды, которую должна принести заря новой жизни. Правда, как сказали бы сегодня, Кузьма воевал не на той стороне баррикады — он был левым эсером и в годы Гражданской войны даже создавал в Белоруссии партизанские отряды для борьбы за лучшую долю. И как результат — уже после рождения сына был сослан в знаменитые Соловки.
Голодное, полунищее детство не могло не сказаться на Русакове-младшем, уже с детства Светозар имел проблемы со зрением, именно из-за них парню отказали в 1942 году от учебы в артиллерийском училище. Но спустя несколько месяцев молодой художник новосибирской военной газеты «Красная звезда» все же оказался на фронте. В отдельном противотанковом артиллерийском дивизионе ему доверили стереотрубу и бинокль и часто отправляли на передовую, засекать огневые точки противника. Почему именно «слепого» Светозара? Он, как художник, «схватывал» каждую мелочь, любой всполох огня от крупнокалиберного пулемета не оставался незамеченным. Маскировка фашистам мало помогала.
Русаков вместе со своими боевыми товарищами освобождал Белоруссию, в том числе и Минск, а весной 1945 года оказался в столице Восточной Пруссии Кёнигсберге. Во время штурма города-крепости Светозара контузило. А за мужество он был награжден орденом Славы III степени и медалью «За освобождение Кёнигсберга».
Орден давал определенные преимущества при поступлении в вуз. Но когда Русаков вернулся в Москву, оказалось, что везде набор студентов уже закончился, осталось только Училище народных искусств имени Калинина, да и то место на федоскинскую роспись. Первым послевоенным ремеслом для Русакова стало изготовление лаковых миниатюр.
А через два года, окончив училище, Русаков по совету друга, отправился поступать на художественное отделение ВГИКа. Вот где орден и сгодился. Отношение к фронтовикам-орденоносцам у членов экзаменационной комиссии было самым благожелательным, так что Русаков без труда сдал экзамены и стал студентом. Причем, едва ли не с первых дней учебы его привлекала именно мультипликация.
В 1956 году, после окончания учебы, Светозар пришел на студию «Союзмультфильм». А с молодым режиссером Вячеславом Котеночкиным судьба его свела через 11 лет. Последний работал над выпуском «Фитиля», и привлек Русакова к совместному творчеству. В далеком 1967 году Русаков поучаствовал в трех выпусках.
Как возник образ Волка? Сам Светозар Кузьмич говорил так: в 1941 году я однажды отправился в кинотеатр, Было очень морозно, но людей у касс хватало. А тут какой-то нахал в полушубке, мощно работает локтями, лезет, как танк, напролом. Добрался и до меня. Я ему говорю: «Куда вы лезете, джентльмен?». А он поворачивается: «Кем ты меня обозвал?». Этот образ «засел» на всю жизнь, а образ Волка оказался плодом совместного творчества. Так, запоминающуюся походку Волка придумал и зарисовал художник Виктор Лихачев, а часть сцен принадлежат Владимиру Крумину.
Очень многое в этот запоминающийся образ внес и непревзойденный Анатолий Папанов, который очень хотел, чтобы его Волк был не просто хулиганистым малым, а почти интеллигентом. И Русаков очень живо реагировал на малейшие замечания, внося поправки. Этим и отличается настоящий творческий человек — гибкостью. Те, кто это не понимает, так и не достигают вершин…
А вообще многое зависит и от атмосферы, царящей в коллективе, и от личностей, которые работают на общую цель. В этом плане Русакову повезло. И Котеночкин, и его друзья сценаристы — Курляндский, Хайт, Камов — каждый вносил свой взгляд на развитие сюжета, каждый день получался этакий мозговой штурм. И на экран попадала квинтэссенция, все самое лучшее…
Как потом не раз признавался сам Светозар Кузьмич — это был мощный стимул для его творчества не только в плане художественной мультипликации. Ведь в творчестве невозможно ничего сделать без уверенности в своих силах! А всенародная любовь к персонажам «сериала», как раз была основой, позволяющей творить раскованно, без оглядки на авторитеты. Так, Волк и Заяц не только помогли раскрыться художнику, но и наполнили его дар новым содержанием — Русаков брался решительно за все. Даже работая над одной картиной, он предлагал многочисленные варианты изобразительного решения, почти полярные по мере условности, стилистике и технике. И никогда не боялся «перетрудиться»!
Это урок для всех начинающих творческих работников. Ведь каждый раз, когда кто-то берется за кисть и перо и создает один вариант, ему кажется, что перед ним нетленное творение. А попробуйте посмотреть на произведение с другой, противоположной стороны? Попытайтесь взглянуть на него глазами самого въедливого критика и сделайте вариант, отвечающий именно этому агрессивному читателю или зрителю. Это будет противоречить первой идее? Может быть, но тогда «ваш ребенок» станет более жизненным!
Всем тем, кто жил и работал со Светозаром Кузьмичом, всегда казалось, что его недооценивают, обходят наградами и вниманием! Возможно это и так — первая его персональная выставка состоялась как раз к 80-летию художника. Но роптал ли об этом сам мастер кисти? Вряд ли. Он прекрасно знал, что все равно все воздастся по заслугам. И никогда не лез вперед, никого не расталкивая локтями. Он был воспитанным человеком в полном понимании этого слова. И это едва ли не самое важное качество для творческого работника, которого, увы, не хватает очень многим.
Светозар Кузьмич Русаков ушел из жизни 14 августа 2006 года, на 84-м году жизни. Но до последних дней оставался человеком, к которому всегда можно было обратиться за советом. А его Волк и Заяц надолго переживут создателя. В них есть нечто такое, чего нам так не достает в жизни. Веры в то, что Добро обязательно победит Зло!