В эти короткие последние часы своей великой жизни, Людвиг, наверное, успел окинуть взором то, что прожито. Трудно сказать, порадовали ли его воспоминания. Но большую часть времени он находился без сознания, которое вернулось к нему лишь на несколько мгновений, после сильнейшего удара молнии, бушевавшей за окном. Он не произнес больше ни слова. Но поднятая вверх рука вместе со сжатым кулаком могла символизировать только одно: «Я победил!»
Пересказать всю биографию Бетховена в таком формате просто невозможно, а потому мы остановимся только на нескольких мгновениях этой славной жизни.
Наследственность у маленького Луи была еще та. Дед, полный тезка, Людвиг Ван Бетховен (в переводе это означает «грядка с красной свеклой») родом из почтенной семьи фламандских бюргеров, пошел явно не в них. Он был вокалистом в капелле, но при этом обладал таким жестким характером, что его поступки часто шокировали всех. Да, у его жены был очень легкомысленный характер, возможно, она наставляла ему рога несколько чаще, чем допускалось в порядочном обществе, но это вряд ли повод запирать ее на всю жизнь в монастырь из-за того, что она «пятнает» его доброе имя! В конце концов, нет такой измены, в которой не были бы виноваты оба!
Да и яблоки от яблони недалеко упали, сыновья тоже не отличались добропорядочным нравом! Особенно средний, Иоганн, тот еще повеса. Мало того, что нескольким девчонкам вскружил головы, добившись взаимности, но, бросив на третий-четвертый день, так еще и молоденькую 19-летнюю вдову привел в дом с твердым намерением жениться! Этого только не доставало!
Старший Бетховен сказал твердое: «Нет!», что вовсе не помешало вдовушке подарить Иоганну несколько очаровательных крошек, в основном, сыновей. Один из них, названный в честь деда, Людвигом, и вовсе родился на чердаке, в небольшой комнатке с косой стеной и одним лишь окошком, проделанным в скате черепичной крыши. К счастью, суровый отец Иоганна об этом уже не узнал, просто не дожил. Но он бы явно предпочел пожить еще дольше, если мог предположить, что всего накопленного им богатства хватит Иоганну на весьма короткий срок! Путь от благополучия к нищете у повесы уложился в один-два года!
«У тебя родился сын? — удивился один из друзей Иоганна, к которому он подошел с просьбой подкинуть деньжат, — но когда?». Ответ Бетховена его просто шокировал: «А я и не помню, какого числа это было, но крестить намерен в это воскресенье». Вот вам и просвещенный XVIII век! Сегодня уже никто не скажет точной даты рождения величайшего композитора, известна только дата его крестин — 17 декабря 1770 года. Его мать, Марию Магдалену, вряд ли можно в этом обвинять. Дети у нее появлялись один за другим каждый год, но четверо первых сыновей не дожили и до года.
Иоганн редко справлялся у жены, как чувствует себя сын, он им просто не интересовался! Зато друзьям-собутыльникам уделял куда больше времени, проводя лучшие годы жизни за кружкой доброго пива! Но Мария Магдалена души не чаяла в своем первом выжившем сыне. Не обладая вокальными данными Иоганна (он, как и его отец, любил петь), она, тем не менее, часто напевала ему песенки. И не заметила, как мальчишка тоже начал петь!
Однажды в этом убедился и Иоганн. Ему показалось, что сын не лишен таланта. А так как в Европе в это время вовсю гремело имя 17-летнего вундеркинда Вольфганга Амадея Моцарта, то Иоганн Бетховен высокомерно рассудил: «Если это удалось одному ребенку, то почему не попытаться сделать со вторым!»
Причем, чтобы быстрее определиться, к чему у маленького Луи больший талант, Иоганн решил учить его играть едва ли не на пяти инструментах сразу! Так бывший друг старого Людовика органист Эден заставлял Луи часами корпеть над органом. Друг самого Иоганна актер Пфейфер учил его играть на клавесине и флейте! Скрипач Ровантини, настаивал на том, чтобы Людвиг как можно скорее освоил скрипку и альт.
А теперь представьте, что на четырехлетнего ребенка все навалилось сразу?
К тому же педагогический талант Иоганна Бетховена был далек от совершенства. Он считал, что главное в освоении инструментов это не вдохновение, а тяжкий труд! Поэтому он заставлял повторять одно и то же упражнение десятки раз!
Неудивительно, что вскоре для Людвига эта музыка стала, как кость поперек горла. Он пролил горьких слез едва ли меньше, чем его папаша выпил за эти изматывающие уроки пива! «Ты еще вспомнишь меня и не раз спасибо скажешь!» — по сто раз на дню повторял Иоганн.
Чем это все обернулось, вы, наверное, уже знаете! Да, Людвиг Ван Бетховен стал великим музыкантом, но скорее, не благодаря, а вопреки своему отцу! Если бы не дедушкин жесткий характер, это вряд ли бы случилось! Он буквально стискивал зубы, но упорно брал один аккорд за другим! Тогда и вызрел характер Людовика: необычайно развитое чувство собственного достоинства, независимости.
Но эти беспощадные уроки Людвиг запомнил на всю жизнь! До конца своих дней он оставался одиноким. И хотя на протяжении своей недолгой 57-летней жизни, он несколько раз пытался завести семью, но детей после себя не оставил! И в этом трудно переоценить роль отца!
С другой стороны, некоторые историки до сих пор считают, что если бы не такое изуверское насилие над маленьким мальчиком (которому были недоступны и незамысловатые озорные игры со сверстниками, и просто отдых), гений бы прожил куда больше, одарив мир своими произведениями.
А так с 24-летнего возраста Бетховен страдал глухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжёлый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, в последние годы жизни он не слышал даже самые громкие звуки симфонического оркестра. Как только композитор впервые столкнулся с глухотой, он был в таком отчаянии, что даже хотел покончить с собой! И только замысел Третьей симфонии остановил гения.
Кстати, в этом же 1804 году написана и «Аппассионата», которую так любил вождь мирового пролетариата.
Чему нас учат юные годы Бетховена? Прежде всего, чуткому, внимательному отношению к собственным детям. Можно, конечно, попытаться, слепить из маленького человечка Людвига Ван Бетховена или Вольфганга Амадея Моцарта. Один раз в столетие это может и случается. Но иной раз случается «обратка», как говорят футболисты. Это когда твоя атака обращается против тебя же!
Любите детей!