Что мы знаем об авторе «системы выжимания пота» - «отце» научного менеджмента?

Реклама
Грандмастер

20 марта 1856 года в американском городе Германтаун (шт. Пенсильвания) в семье адвоката Тейлора родился очередной ребенок, которого назвали Фредериком Уинслоу. С самого рождения родители видели в нем продолжателя отцовской традиции, а потому никогда не жалели средств на обучение.

В отличие от многих своих сверстников маленький Фредерик уже к 12 годам посетил многие страны Европы, чуть позже отправился на учебу сначала во Францию, а потом на историческую родину отца — в Германию. И везде он, что называется, «хороводил», не мог быть на вторых ролях. И даже в новых школьных коллективах он сразу же пытался заявить о себе в полный голос: знание иностранных языков и богатая эрудиция позволяли ему быстро находить друзей, как из одноклассников, так и из учителей. Последние, при всем своем желании, не имели ни малейшей зацепки, чтобы «поставить на место» новичка.

Фредерик не зацикливался только на учебе, он активно занимался несколькими видами спорта, был выбран капитаном школьной бейсбольной команды, что по тем временам ценилось очень высоко.

Реклама

Когда перед юношей встал вопрос, где же продолжить образование — он без колебаний выбрал Гарвард, юридический факультет, и это был последний шаг, который он совершил под чьим-то влиянием: так хотел отец.
Но проучившись не так долго, Фредерик почувствовал, что из-за проблем со зрением ему лучше оставить учебу. И тут уж даже отец не смог надавить на сына. Они повздорили, причем очень серьезно.
«Живи, как знаешь!» — в сердцах вскричал отец!

Во многом в пику именно старшему поколению семьи Фредерик поступил на работу в промышленные мастерские гидравлического завода г. Филадельфия, а чуть позже получил должность разнорабочего на сталелитейном заводе.
Напрягало ли это Фредерика? Скорее, больше его отца. Не мог же он хвалиться перед друзьями тем, что его смышленый сын, которому прочили большое будущее, работает простым лекальщиком. Но Тейлор-младший нисколько не сомневался в том, что «главные матчи не сыграны». Главное — быть трудолюбивым, ответственным и целеустремленным.

Реклама

Я не случайно упомянул о матчах. В свободное время Фредерик очень часто пропадал на спортивных площадках. И это принесло первый успех — на пару с коллегой они выиграли чемпионат США по теннису.
На заводе дела обстояли тоже вполне успешно. Сначала Фредерика назначили механиком, потом инженером цеха и, наконец, начальником механических мастерских. Для других — эта должность была предметом мечтаний, но Тейлор никогда не останавливался на достигнутом. Вечерами он отправлялся на занятия в Технологический институт, где получил высшее техническое образование.

Став в 28 лет главным инженером сталелитейного предприятия, Фредерик впервые на практике применил систему дифференциальной оплаты за производительность труда, причем, главное отличие этой системы от других заключалось в том, что она была не заумной, а очень доходчивой.

Реклама

Я приведу только два примера. Первый — это так называемая «работа с прохладцей». Тейлор обратил внимание на то, что когда американский рабочий играет в бейсбол или когда английский рабочий играет в крикет, они напрягают каждый нерв для того, чтобы обеспечить победу своей партии. А вот когда он приходит на работу, это стремление исчезает. Более того, рабочий старается вообще не напрягаться. Получается недовыработка, т. е. сознательно медленная работа. И с этим мириться нельзя!

Второй пример показывает как можно организовать свой труд таким образом, чтобы производительность труда резко повысилась. Возьмем такую рутинную работу, как укладка кирпичей. В ней очень много лишних движений!

Реклама

Один из сподвижников Тейлора, м-р Франк Б. Джильбрет, провел ряд экспериментов, в ходе которых установил точное положение, которое каждая из ног каменщика должна занимать по отношению к возводимой стене, шайке с цементом и куче кирпичей. Это освободило каменщика от необходимости делать лишние шаги и движения при укладке каждого кирпича.
Далее он выяснил наиболее удобную высоту для шайки с цементом и кучи кирпичей и вычертил на основании этого план передвижной платформы с поставленным на нее столом. В общем, все было просчитано до мелочей. Результат? Скорость укладки кирпича возросла в несколько раз!

Тейлор не был бы истым американцем, если бы не патентовал каждое свое изобретение. По разным оценкам, у него оказалось от 40 до 100 патентов на изобретения. А с 1898 года он становится еще и консультантом по управлению трудом. Не случайно именно Тейлора называют отцом-основателем такого понятия, как научный менеджмент. Правда сами рабочие окрестили научные разработки Тейлора «системой выжимания пота», потому что при ней каждый трудящийся должен был выложиться на все сто процентов. У кого это не получалось — терял рабочее место. В желающих заменить неумеху недостатка не было!

Реклама

Впрочем, сам Тейлор даже до официальной пенсии не доработал, подорвав здоровье на научных разработках. Он рано отошел от дел и посвятил свою жизнь двум вещам — выращиванию роз в саду и игре в гольф.
Тейлор умер 21 марта 1915 года от воспаления легких. На его надгробном камне выбита надпись «Отец научного менеджмента».

А теперь давайте задумаемся: а часто ли мы сами трудимся с полным напряжением сил? Работу я не беру, возьму хотя бы семью. Сколько у нас лишних движений? Как можно усовершенствовать, скажем, работу по дому? В саду? Редко кто об этом думает. И зря!
Давайте хотя бы на себя трудиться чуточку эффективней…

Реклама