Да еще и сочетание «композитор-Она» способно вызвать приступ идиосинкразии у некоторой части населения. На что можно ответить спокойными словами самого композитора:
«ХХ век поставил эксперимент, может ли женщина участвовать в музыкантском деле и достичь надлежащего качества… Если передо мной две партитуры, я не смогу сказать, что написала женщина, а что мужчина: есть музыка хорошая или плохая. Хотя, может быть, какое-то отличие все же существует. …Так что эксперимент ХХ века продолжается». (Из интервью С. Губайдулиной).
А еще о многом скажут награды: премия имени Кусевицких (США), премия Франко Аббиато (Италия), премия Империале (Япония), премия князя Монако, премия Леони Зоннинг (Дания), «Living Composer — 2003» (Франция), Популярная музыкальная премия (Стокгольм). Дальше — в одной только Германии: премия имени Людвига Шпора, премия фонда «Библия и культура», медаль Гёте, «Федеральный крест за заслуги», орден «Pour le merite» («За доблесть в науке и искусстве») и так далее. Есть и российские премии, их поменьше и они все совсем недавние.
Эта необыкновенная женщина — внучка муллы. Но она исповедует православие — это был личный осознанный выбор в условиях многонациональной семьи, каких так много в Поволжье. Эта необыкновенная женщина — одно из самых значительных явлений в современной русской музыке, но проживает в Германии, сохраняя российское гражданство. Ее называют крупнейшим представителем мирового авангарда, но ей заказывают «Страсти по Иоанну» на евангельский текст. Имя ее — София Губайдулина (иногда пишут Софья).
Легато жизни
(Легато — связанное исполнение звуков, при котором они плавно переходят друг в друга. Обозначается лигой).
Казалось бы, все предельно необычно, но это кажущаяся необычность.
«Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки» (цитируется по книге В. Холопова «София Губайдулина. Путеводитель по произведениям», 2001 год).
София Асгатовна Губайдулина родилась в городе Чистополе 24 октября 1931 года (и в этом году — у нее большой юбилей).
Училась в Казанской и Московской консерваториях, получила доброе напутствие Д. Шостаковича: «
Авангардным казалось все — даже названия и оркестровка ее произведений. «Ночь в Мемфисе» на древнеегипетские тексты (произведение обозначено кантатой). Кантата также была написана на стихи Хайяма и Хафиза. «Семь слов Христа» — для виолончели и баяна (даже непросвещенным это может показаться необычным).
«Но что скажет стая
Произошедшее сильно напомнил другой съезд, где громили музыку Д. Шостаковича и С. Прокофьева. Последующее тоже напомнило те достопамятные времена: бойкот, безработица. Встал вопрос не только о профессиональном, но и о физическом выживании. Большая часть из этой Хренниковской семерки вынуждена была эмигрировать. С начала 90-х София Губайдулина проживает в Германии (не принимая гражданства).
«Да, мы сейчас на краю пропасти. Этому способствует уровень цивилизации, на котором находятся люди: всеобщая коммерциализация, торжество прагматизма, отсутствие идеализма». (Из интервью С. Губайдулиной)
О профессиональной музыке ушедшего века и века наступившего писать обыденным языком очень трудно, почти невозможно. Это крайне сложная для восприятия музыка, но, видимо, иначе и быть не может. А к новым выразительным средствам привыкнуть очень трудно. Но даже с трудом воспринимая что-то на слух, всеми силами сопротивляясь необычному музыкальному потоку, нельзя не отметить главного, что более понятно. В этих необычных звуковых тембрах слышатся идеи. И идеи эти вечные.
Творчество Софии Губайдуллиной находится в той точке, где могут пересекаться вечности. Вечность Востока и вечность Запада, вечность музыки и вечность математики, вечность веры и вечность свободы.
(Даже зная, как трудно слушать современную музыку, рискну поставить в комментариях ролики. Первый — кусочек из мультфильма «Маугли», второй — «Семь слов Христа». В последнем, кстати, не балет, а Эвритмия — искусство художественного движения).