София Губайдулина. Где пересекаются вечности?

Реклама

В этом году — круглая дата у любимого многими мультфильма «Маугли» (1971 год). Он заслуживает всех похвал и отдельного разговора. Но хочется поговорить и об авторе музыки к мультфильму. Этот композитор написала также музыку к мультфильму «Кошка, которая гуляла сама по себе» и киномузыку к фильму «Чучело» с Кристиной Орбакайте и Юрием Никулиным в главных ролях. При всем том, автор этой музыки уже давно стала классиком мировой музыки. В буквальном смысле этого слова — классиком. Но, как принято по доброй традиции в нашей стране — своих не знаем.

Да еще и сочетание «композитор-Она» способно вызвать приступ идиосинкразии у некоторой части населения. На что можно ответить спокойными словами самого композитора:

Реклама

«ХХ век поставил эксперимент, может ли женщина участвовать в музыкантском деле и достичь надлежащего качества… Если передо мной две партитуры, я не смогу сказать, что написала женщина, а что мужчина: есть музыка хорошая или плохая. Хотя, может быть, какое-то отличие все же существует. …Так что эксперимент ХХ века продолжается». (Из интервью С. Губайдулиной).

А еще о многом скажут награды: премия имени Кусевицких (США), премия Франко Аббиато (Италия), премия Империале (Япония), премия князя Монако, премия Леони Зоннинг (Дания), «Living Composer — 2003» (Франция), Популярная музыкальная премия (Стокгольм). Дальше — в одной только Германии: премия имени Людвига Шпора, премия фонда «Библия и культура», медаль Гёте, «Федеральный крест за заслуги», орден «Pour le merite» («За доблесть в науке и искусстве») и так далее. Есть и российские премии, их поменьше и они все совсем недавние.

Реклама

Эта необыкновенная женщина — внучка муллы. Но она исповедует православие — это был личный осознанный выбор в условиях многонациональной семьи, каких так много в Поволжье. Эта необыкновенная женщина — одно из самых значительных явлений в современной русской музыке, но проживает в Германии, сохраняя российское гражданство. Ее называют крупнейшим представителем мирового авангарда, но ей заказывают «Страсти по Иоанну» на евангельский текст. Имя ее — София Губайдулина (иногда пишут Софья).

Легато жизни

(Легато — связанное исполнение звуков, при котором они плавно переходят друг в друга. Обозначается лигой).

Казалось бы, все предельно необычно, но это кажущаяся необычность.

Реклама

«Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки» (цитируется по книге В. Холопова «София Губайдулина. Путеводитель по произведениям», 2001 год).

София Асгатовна Губайдулина родилась в городе Чистополе 24 октября 1931 года (и в этом году — у нее большой юбилей).

Училась в Казанской и Московской консерваториях, получила доброе напутствие Д. Шостаковича: «

Реклама
Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путем». Этот «неправильный» путь привел Софию Губайдулину сначала в экспериментальную студию электронной музыки. Затем — к математике и определенным числовым расчетам в своих произведениях (Числа Фибоначчи). Одновременно писалась музыка к кинофильмам и создавались произведения, которые принесли ей славу авангардиста.

Авангардным казалось все — даже названия и оркестровка ее произведений. «Ночь в Мемфисе» на древнеегипетские тексты (произведение обозначено кантатой). Кантата также была написана на стихи Хайяма и Хафиза. «Семь слов Христа» — для виолончели и баяна (даже непросвещенным это может показаться необычным).

«Но что скажет стая

Реклама
?» — почему-то вспоминается цитата из мультфильма «Маугли», к которому С. Губайдулина написала музыку. Такое не могло пройти незамеченным, без должной грозной идеологической оценки. Она и была дана в речи Тихона Хренникова на VI съезде Союза композиторов в 1979 году. Разгрому подверглись семь композиторов — их так теперь и называют: Хренниковская семерка. В этой семерке была и София Губайдулина.

Произошедшее сильно напомнил другой съезд, где громили музыку Д. Шостаковича и С. Прокофьева. Последующее тоже напомнило те достопамятные времена: бойкот, безработица. Встал вопрос не только о профессиональном, но и о физическом выживании. Большая часть из этой Хренниковской семерки вынуждена была эмигрировать. С начала 90-х София Губайдулина проживает в Германии (не принимая гражданства).

Реклама

«Да, мы сейчас на краю пропасти. Этому способствует уровень цивилизации, на котором находятся люди: всеобщая коммерциализация, торжество прагматизма, отсутствие идеализма». (Из интервью С. Губайдулиной)

О профессиональной музыке ушедшего века и века наступившего писать обыденным языком очень трудно, почти невозможно. Это крайне сложная для восприятия музыка, но, видимо, иначе и быть не может. А к новым выразительным средствам привыкнуть очень трудно. Но даже с трудом воспринимая что-то на слух, всеми силами сопротивляясь необычному музыкальному потоку, нельзя не отметить главного, что более понятно. В этих необычных звуковых тембрах слышатся идеи. И идеи эти вечные.

Творчество Софии Губайдуллиной находится в той точке, где могут пересекаться вечности. Вечность Востока и вечность Запада, вечность музыки и вечность математики, вечность веры и вечность свободы.

(Даже зная, как трудно слушать современную музыку, рискну поставить в комментариях ролики. Первый — кусочек из мультфильма «Маугли», второй — «Семь слов Христа». В последнем, кстати, не балет, а Эвритмия — искусство художественного движения).

Реклама