Наверное, Пульману было что скрывать, но нам-то что до этого? Достаточно знать, что по профессии Джордж был краснодеревщик, а если учесть, что эта специальность была «элитная» и достаточно закрытая, переходящая зачастую от отца к сыну, можно предположить, что семья у будущего изобретателя была рабоче-крестьянская.
Впрочем, кое-какие сведения о раннем детстве Джорджа все-таки имеются. Как мы и предполагали, он был третьим ребенком в семье плотника и краснодеревщика Льюиса и домохозяйки Эмили Каролины. Отец с ним был достаточно крут и все школьное образование для Джорджа закончилось сразу же после того, как мальчишке исполнилось 14 лет. «В люди!» — потребовал Льюис и его средненький был отправлен обычным клерком в лавку дяди.
Но гораздо большее влияние на Джорджа оказал все-таки отец. Его природная сметливость и умение находить выход из самой казалось бы безнадежной ситуации, стали путеводителем для сына. Один пример: когда краснодеревщик Льюис Пульман перебрался с семьей в штат Нью-Йорк, он быстренько сообразил, на чем можно сделать бизнес: переносить здания, построенные на низком фундаменте на болотистой местности, на более высокий уровень.
После смерти отца Джордж продолжил его дело, придумав такую систему коллекторов, которая позволила осушить болота вдоль канала Эри. О нем заговорили, как о башковитом малом…
Почему он переключился с хорошо организованного строительного бизнеса на железнодорожный — догадаться несложно. Работая в Чикаго, Джордж часто ездил в Альбион, проведать семью. Выспаться же в этих дребезжащих, выматывающих железнодорожных вагонах было абсолютно невозможно! На жестких топчанах разве что можно было принять горизонтальное положение. А если учесть, что поезда часто останавливались на полустанках, чтобы пассажиры могли где-то перекусить, и стоянки занимали до полутора-двух часов, станет понятно, что Джордж возненавидел такую жизнь!
Свой первый спальный вагон он представил уже в 1857 году. Конечно, это был прообраз того, к чему мы привыкли сегодня. А спустя пару лет совместно со своим компаньоном Бенджамином Филдом он заключил контракт с чикагской компанией, производящей спальные вагоны. Тогда же появилась «изюминка» — удобные диваны для сиденья, которые легким движением руки превращались в комфортабельные кровати.
И все бы ничего, да разразившаяся Гражданская война в США встала на пути прогресса. Но и это не помешало Пульману в 1864 году создать салон-вагон, который изобретатель назвал очень гордо — «Пионер»!
Может быть, это изобретение оставалась бы в тени, но вечером 14 апреля 1865 года во время посещения театра Форда в Вашингтоне в президента США Линкольна выстрелил актер Дж. Бут. На следующее утро Линкольн скончался, не приходя в сознание. А для того, чтобы высокопоставленные чиновники не чувствовали себя еще более разбитыми во время сопровождения праха президента к месту его захоронения, в траурный состав был прицеплен «Пионер». Избалованные роскошью буржуа по достоинству оценили детище Пульмана.
А в начале 70-х годов Джордж привнес еще большую долю комфорта в дело путешествия по железной дороге. Чтобы сократить путь из точки, А в точку В, не убивая время в вокзальном буфете, Пульман предложил готовить еду прямо на колесах, в специальном вагоне, который назвали вагон-ресторан.
А теперь небольшое лирическое отступление. Кто из нас, в детстве, не слышал, а может быть, и распевал, песенку крокодила Гены — «Голубой вагон бежит-качается». Почему именно голубой? Да все просто — вагоны-салоны для высокопоставленных лиц в дореволюционной России для узнаваемости красили исключительно в голубой цвет. Бог его знает, может быть, и выражение принц голубых кровей пошло именно из-за вагонов!
Но вернемся к Пульману. Он был одним из первых узнаваемых людей, который не побоялся людской молвы и женился на чернокожей американке, которая подарила ему сначала двух дочерей, а потом и близнецов-сыновей. Может быть, это любовь? Кто его знает. Но одна маленькая ремарка: львиную долю служащих у Пульмана составляли недавно освобожденные из рабства чернокожие. Быть может, это был хороший популистский ход — афроамериканцы души не чаяли в своем работодателе!
Он первым основал в Чикаго «территорию для компактного проживания рабочих», которую тут же нарекли Пульман-тауном. Она составляла 1500 гектаров, а на строительства жилья Пульман потратил порядка 8 млн. долларов. Если учесть, что в то же самое время молодой фокусник Гарри Гудини был доволен зарплатой в 10 долларов в неделю, можно представить себе масштабы.
Интересно, что в начале ХХ века на международной выставке в Праге изобретатель даже удостоился двух медалей и диплома за создание «самого совершенного города на Земле». Но пока гений пил шампанское вместо с сильными мира сего, жители его городка были не очень-то довольны, горько шутя, мол, мы родились в Пульмановском городе, работаем на Пульмановском заводе, покупаем еду в Пульмановских магазинах, а когда умрем, то попадем в Пульмановский ад.
Не подумайте, что Джордж Мортимер Пульман был эдаким чудаком-добряком! Систему «выжимания пота» он освоил очень хорошо. И несколько «бунтов» в его «тауне» — яркое тому подтверждение. В частности, в мае 1894 года дело дошло до кровопролития. А теперь давайте вспомним, чем мы еще обязаны Пульману? В знак поддержки жертв 1 мая 1894 года спустя некоторое время стал отмечаться День труда. Или, как у нас говорили в СССР — День международной солидарности трудящихся.
Под напором общественности власти взялись за Пульмана со всей строгостью. Эксперимент по созданию «тауна» был признан неудачным, а власти штата Иллинойс затеяли с изобретателем судебную тяжбу с целью лишения его компании контроля над поселением для рабочих.
Все, что свалилось на его голову, гений вагоностроения не перенес. Он скончался 19 октября 1897 года от сердечного приступа.
А вагоны-рестораны и «СВ» по прежнему бороздят просторы мирового рельсового пути!
Ну чем не сказка о принцессе на горошине? Но она, бедняжка, только охала, а Пульман, как мужик деятельный, включил в работу свою мысль…