Кругосветка Крузенштерна. Что было нужно императору?

Реклама
Профессионал

8 (19 по старому стилю) ноября 2010 года исполняется 240 лет со дня рождения Ивана Фёдоровича фон Крузенштерна — начальника первой российской кругосветной экспедиции.

Более полувека верой и правдой служил он России как мореплаватель и первооткрыватель, как ученый, как учитель и воспитатель будущих первооткрывателей.

За неполные 50 лет после первого кругосветного плавания И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского на парусниках «Надежда» и «Нева» в России были снаряжены более трех десятков кругосветных экспедиций.

Крузенштерн побывал в Макао, португальской колонии, и в Китае, куда он особенно стремился — ведь Китай оставался terra incognita практически для всего мира. Но не только (и не столько) страсть к приключениям влекла Крузенштерна к дальним землям (в частности — в Юго-Восточную Азию), сколько идея создания для России морского торгового пути, которая уже овладела его умом. Здесь, в Макао, он увидел, как оживленно шла торговля, которая находилась почти исключительно в руках Ост-Индской компании. Он был свидетелем того, насколько быстро и с какой огромной выгодой на его глазах был распродан груз меха, доставленный с берегов Аляски 100-тонным бригом.

Реклама

Благодаря Великой Северной экспедиции 1733−1743 годов, задуманной Петром I и проведенной под руководством Беринга, были посещены и присоединены к России громадные области в Северной Америке, получившие название Русской америки. Полуостров Аляска и Алеутские острова начали посещать русские промышленники, и слава о пушных богатствах этих мест проникла в Петербург.

Однако путь к «Русской Америке» в то время был крайне затруднительным. Через всю Сибирь на перекладных до Охотска, далее плыли на Камчатку, где нужно было перезимовать, чтобы лишь следующим летом отплыть в Америку.

Особенно дорого обходилась доставка необходимых для промысла припасов и корабельных снастей. Приходилось разрезать длинные канаты на части, и после доставки на место снова скреплять их; так же поступали с якорями, цепями и парусами. Однако прибыль от продажи мехов в значительной мере шла на покрытие дорожных издержек.

Реклама

Планы объединения купеческих компаний в единую организацию разрабатывались правительством, по крайней мере, с 1780 года. Секретарь Коммерц-коллегии М. Д. Чулков разработал проект, по которому учреждаемая компания получила бы 30-летнюю монополию на промысел и торговлю на всем тихоокеанском Севере. Не получив поддержки из-за неприязни к монополиям Екатерины II, проект стал известен крупному предпринимателю и организатору пушного промысла Г. И. Шелихову.

Заложив в 1784 году первое постоянное поселение на острове Кадьяк и вернувшись в Россию, Г. И. Шелихов выступил с предложением предоставить значительные привилегии его компании. Для осуществления широкомасштабных планов он испрашивал у казны финансовую помощь в размере 500 тысяч рублей и настаивал на запрете иностранцам заниматься торгово-промысловой деятельностью в пределах формирующейся Русской Америки.

Реклама

В отличие от предыдущих купеческих объединений, компания Шелихова-Голикова была учреждена в 1781 году на десять лет и ставила своей целью не просто добычу пушнины в Новом Свете, но и основание там постоянных поселений. Однако Екатерина II резко отвергла и прошение ретивых купцов, и ходатайства высших государственных инстанций.

Крузенштерн разработал проект, по которому вместо длительного и трудного пути по суше с американскими владениями было бы установлено сообщение морем. Вторая цель проекта — расширение торговых сношений русских с Китаем, где мех пользовался большим спросом и ценился дорого. Для осуществления проекта необходимо было исследовать этот новый для русских путь. Но Военно-морское министерство тоже ответило адмиральским отказом.

Реклама

После вступления на престол Павла I процесс оформления монополии на пушной промысел и торговлю в Новом Свете пошел быстрее. В 1797—1798 годах в результате слияния купеческих капиталов было положено начало создания единой монопольной компании, где главенствующую роль вскоре стали играть наследники Г. И. Шелихова и, в первую очередь, его зять — обер-секретарь Правительствующего Сената, действительный статский советник и камергер Николай Петрович Резанов. Будучи приближенным к императорскому двору, он вскоре стал неофициальным главой и ходатаем компании перед царским правительством.

Образование Русско-американской полугосударственной колониальной торговой компании было уникальным явлением в истории России. Уникальность заключалась, прежде всего, в сочетании торгово-промысловых функций с функциями казенного управления: государство временно делегировало компании значительную часть своих полномочий. Компания получила от Павла I монопольные права на пушной промысел, торговлю и открытие новых земель в северо-восточной части Тихого океана. Заимела также атрибуты псевдогосударственности — кожаные деньги под названием «марки» и свой флаг. Капитал компании был разделен на 724 акции по 1000 рублей каждая. Владельцем самого крупного пакета (370 акций) был Шелихов.

Реклама

Иван Фёдорович обратился к императору. Прочитав проект Крузенштерна, Павел I буркнул: «Что за чушь!» — и этого было достаточно, чтобы смелое начинание «похоронили» в делах морского департамента.

В результате дворцового переворота к власти пришел Александр I, который проявил, наконец, интерес к проекту Крузенштерна. Экономический интерес выразила и Русско-американская компания, а император являлся ее акционером. В 1801 году часть акций компании, незадолго до этого перебравшейся в Петербург, была приобретена Александром I и великими князьями — им купцы за счет уменьшения своей доли бесплатно выделили по 20 акций. В итоге в 1802 году император утвердил, наконец, проект Крузенштерна.

Увы, интересы властей предержащих нельзя «сбрасывать» со счетов.

Первая кругосветная экспедиция под российским флагом стартовала 26 июля 1803 года.

Реклама