О происхождении графа нет никаких сколько-нибудь достоверных известий. Сам он никогда не говорил о себе. А если и заговаривал об этом, то рассказывал очень туманно.
Родился он, по его словам, в стране с блаженнейшим климатом, вспоминал о каких-то великолепных дворцах, где он бегал ребенком. Иногда упоминал о том, что он был сыном мавританского короля, царствовавшего в Испании. (Барнон Стош упоминает в своих записях некоего маркиза Монфера. Тот был сыном вдовы испанского короля Карла 2 и одного мадридского банкира. Возможно, именно этот маркиз и превратился потом в Сен-Жермена.)
Судя по всем дошедшим до нас отзывам современников, лично знавших графа, это был человек во многих отношениях замечательный.
Наружность графа производила благоприятное впечатление. Это был изящный на вид мужчина. Его смуглое, с правильными чертами лицо носило оттенок интеллигентности. Причем внешний облик его не менялся на протяжении нескольких десятилетий. Многие аристократы, увидев графа, впадали в ступор. Им казалось, что они уже видели этого человека раньше — в детстве, юности. При этом его наружность ничуть не изменилась.
Что касается его личных достоинств, Сен-Жермен слыл блестящим оратором (даже Казанова, который встретился с ним за обедом у маркизы Дюрфе, слушал его, что называется, раскрыв рот и забыв о еде. При всем при том, что Казанова сам великий краснобай).
Граф был богат и вел роскошный образ жизни. Но источник его доходов неизвестен. А ведь он умел делать золото и драгоценные каменья — что же удивительного, что у кудесника были деньги? А если серьезно, то скорее всего, одним из источников его доходов была казна Людовика XV, который поселил его в своем замке и позволил заниматься алхимическими работами, требовавшими много денег. Другим источником могут быть его дипломатические подвиги. Возможно, он был шпионом и в его услугах нуждались все правители дел Европы.
Сен-Жермен был трудолюбив и прекрасно образован. Граф в совершенстве владел всеми европейскими языками. Он занимался музыкой, особенно любил игру на скрипке. Также занимался врачевательством; великолепно разбирался в химии. У него был явный навык в обращении с химическими веществами и основательное знание их свойств. Очень может быть, что он знал что-то, еще не успевшее стать достоянием школьной науки.
Этот удивительный человек оставил след и в русской истории. Некоторые исследователи полагают, что он принимал участие в событиях при воцарении Екатерины II. Но странно, что о нем не упоминает ни один из современников, кто описывает эти события. Зато бесспорен другой факт-знаменитая повесть Пушкина «Пиковая дама» написана благодаря графу. Ведь идея о трех картах принадлежала именно ему. Княгиня Голицына, ставшая прототипом графини-старухи, описанной Пушкиным, была соседкой по подмосковному имению бабушки поэта. В молодости княгиня часто бывала в Париже, где и познакомилась с графом и более того — была дружна с ним. Именно Сен-Жермен поведал ей роковую тайну трех карт. Пушкин часто гостил у своей бабушки и бывал в гостях у
Граф умер в 1784 году в Германии. Но самое странное произошло после его кончины. В 1785 его видели в Вильемсбурге, затем в Париже в канун Великой Французской революции. Может, он и правда изобрел эликсир бессмертия?!
Подведем итог: Сен-Жермен — фигура, которая никого не оставила равнодушным. Для некоторых он стал кем-то вроде мессии. Например, в 30-х годах в США возникла и поныне существует секта, для членов которой этот человек идол. А многие мистики полагают, что в 1992 году он появился на Гаити. Что ж, оглянитесь. Вдруг тот самый Сен-Жермен среди нас?