В этой книге знаменитого американского фантаста, удостоенной премий «Хьюго» и «Небьюла», действует вполне живой Рейнхарт Гейдрих. Хорошо, когда указывается жанр романа — альтернативная история. Умная книга, но жуть продирает от некоторых фамилий.
Герр Р. Гейдрих (написание имени и фамилии сейчас разнится, буду называть по старинке) — одна из самых значительных и одизных фигур Третьего Рейха.
И Штирлиц в «Семнадцати мгновениях весны» его вспоминает, и книг научных выпущено огромное количество, и фильмы сняты — таких удавшихся покушений на первых лиц Третьего рейха Вторая мировая война практически не знает.
Тут все понятно: Гейдрих — само воплощение зла. Зла не опереточного, настоящего, вселенского. «Труд освобождает» — интересно, кто придумал этот слоган на воротах «образцового» концентрационного лагеря Терезиенштадт, созданного по инициативе Гейдриха? Уж не сам ли обергруппенфюрер? Или команда его креативщиков?
Вот о тех, кто является противоположностью злу — пишут меньше. Но все же помнят.
В маленькой деревушке Груба Врбка, лежащей у подножия Белых Карпат (и известной еще с 1360 года), в крестьянской семье родился очередной мальчик — Матей Павлик (26 мая 1879 года). Сначала он ходил в начальную католическую школу, затем — в протестантскую. А канонизирован в лике православного новомученика Сербской и Чехословацкой церквями.
Между операцией британских спецслужб «Антропоид» по устранению Гейдриха и смертью священномученика — прямая связь.
В 1900 году католический священник посетил Киев (Киево-Печерскую лавру). Вернувшись, Матей Павлик присоединяется к чешскому кружку так называемых «католических модернистов», или реформаторов католицизма, одновременно изучает психологию и психиатрию. Он тяжело болен, практически лишается зрения. В 1922 году
Святитель Горазд в Моравии уже был — Горазд Охридский (память 27 июля). Так звали первого архиепископа-славянина, ученика и преемника Мефодия. Матей Павлик стал святителем Гораздом Вторым. Второго Горазда отделяло от первого более тысячелетия.
В течение нескольких лет он построил 11 православных церквей в Чехословакии, переводил церковную литературу на чешский язык. Во время поездки в США открыл 7 новых православных приходов среди эмигрантов. Издавал журналы, а также «Гораздовый сборник» молитв, по которому до сих пор молятся православные чехи. Пытался он уладить и многочисленные конфликты, назревшие в «религиозном поле» тогдашней Чехословакии. А там было сложно и нелегко: неразбериха, интриги. Но в данном случае нет никакой необходимости разбираться в этих процессах, да и не суть важно. Важно другое.
Горазд Пражский выступил против Мюнхенского сговора и вторжения гитлеровских войск в Чехословакию. Но не только словом, но и делом, точнее, жизнью, он доказал, что его вера — не схоластическая, а настоящая, живая и деятельная.
27 мая Гейдрих собирался на машине в Берлин. По пути его уже поджидали сброшенные с британского самолета чешские парашютисты-диверсанты. Покушение произошло не совсем так, как планировалось, однако уже ночью в госпитале «чешский мясник» умирает.
А дальше — не совсем понятно. Покушавшиеся уже полгода как были в Чехословакии, жили на конспиративных квартирах, поддерживали связь с чешским Сопротивлением, однако укрылись они в православном храме, а именно — в крипте пражского кафедрального
Не прошло и месяца, как один из британских агентов-чехов, не принимавший участия в покушении, выдал место, где скрывались участники Сопротивления. Храм был окружен 800 эсэсовцами, завязался бой, который длился не один час. Английские парашютисты и другие участники чешского Сопротивления были убиты или покончили с собой. Священники были арестованы и отправлены в Гестапо.
Сам Горазд был в это время в Берлине, но незамедлительно вернулся, сообщил, что готов понести наказание вместе с остальными. Все они были преданы суду «за укрывательство убийц обергруппенфюрера Гейдриха» и расстреляны на военном стрельбище в Праге 4 сентября 1942 года.
Его именем названы многие улицы чешских городов. В храме — музей, на месте расстрела — мемориальный комплекс. В деревне, где родился Горазд (Павлик), действует небольшой православный мужской монастырь. Все священники маленького храма, погибшие после убийства Гейдриха, были награждены крестом «In memoriam» уже в 1945 году. А в 1997 году новый президент уже новой Чехии наградил епископа Горазда высшей наградой нового государства — орденом Томаша Гаррика Масарика 1-й степени за выдающиеся заслуги «в развитии демократии и соблюдении прав человека». Что ж, не в первый раз христианские мученики 20 века удостаиваются высоких государственных наград.
Обычный вопрос, который занимает историков: зачем английскому правительству и «чешскому правительству в изгнании» понадобилась столь мощная акция, последствия которой им даже не нужно было предугадывать, это входило в планы и расчеты. Операция возмездия не заставила себя ждать, последовал массовый террор, в Праге расстреляны более тысячи человек, полностью уничтожена деревня Лидице. Ответ историками дается: нужно было спровоцировать карательные акции гитлеровцев, чтобы вызвать еще большее сопротивление чехов и словаков. Что и произошло, и такую цену готовы были заплатить. С другой стороны, «чешский мясник», или «чешский палач», Р. Гейдрих был мертв, и весь мир узнал, что главари Третьего Рейха — не бессмертны.
Вопрос, который занимает меня: почему непосредственные участники покушения, другие парашютисты и десятки участников чешского Сопротивления нашли убежище в крохотном православном пражском храме на улице Реслова? Да, там согласились их укрыть. А в других местах? Я нигде не могу найти ответа.
Но этот крохотный храм и его клирики выказали незаурядную храбрость и мужество. Те же качества проявил и епископ Горазд, добровольно заявивший в Гестапо, что он берет на себя полную ответственность за происшедшее.
Что или кого он хотел спасти своим самоубийственным поступком? Тех, кого арестовали, уже было не спасти. Пишут, что хотел спасти Чешскую православную церковь — но ее сразу запретили. Скорей всего, Горазд Пражский хотел спасти веру людей, просто обычную веру в человеческое благородство, взаимопомощь и самопожертвование. Ценой своей жизни, конечно.
День памяти Горазда (Павлика) — 4 сентября (22 августа по старому стилю).