Не все тогда понимали, что присутствовали при историческом событии — впервые в мировой практике электричество было применено для городского освещения. В ряде газет в те дни появились заметки, предрекавшие, что пройдет всего несколько лет и Санкт-Петербург будет по вечерам залит электрическим светом. Газетчики оказались правы, хотя электрические огни осветили столицу России и не так скоро, как того бы хотелось. Но уже в 1879 году в Петербурге была открыта первая электростанция, обеспечивавшая энергией фонари на Литейном мосту. А вскоре электрический свет засиял во многих городах России.
Но вернемся к историческому событию в Петербурге, которое произошло благодаря Александру Николаевичу Лодыгину, создавшему электрическую лампу накаливания, пригодную к применению как в помещениях, так и на улице. Первооткрывателем электролампы Лодыгин не был, общий принцип её работы был известен давно, существовали уже «свечи Яблочкова», но именно Лодыгин превратил электролампу из экспериментального физического прибора в удобное и практичное средство освещения.
Александр Лодыгин родился в 1847 году в небогатой дворянской семье. По семейной традиции мальчику была предопределена военная служба. Собственно, он и сам стремился стать офицером, чей престиж в обществе в середине XIX века был высок. В 1859 году Александр стал кадетом, сначала учился в Тамбовском кадетском корпусе, затем в Воронежском. Еще в годы учебы Александр проявил интерес к физике и даже исполнял обязанности лаборанта физического кабинета.
После окончания кадетского корпуса юноша недолго служил юнкером в 71-м Белевском полку, откуда был направлен в Московское юнкерское пехотное училище. Окончив училище в 1868 году, Лодыгин вернулся в родной полк, но продолжать службу не захотел и вскоре вышел в отставку. Юноша решил стать инженером и создавать летательные машины, движимые электричеством. Для того времени такое стремление, наверное, выглядело как непонятная блажь.
Путь к исполнению мечты был для Лодыгина нелегким. На помощь родителей рассчитывать не приходилось, поэтому, чтобы скопить деньги для поездки в Петербург, он устроился рабочим на Тульский оружейный завод. Не стоит этому удивляться, грамотный рабочий получал тогда не меньше молодого офицера, так что желаемая сумма была вскоре собрана.
В Петербурге Лодыгин приступает к экспериментам и предлагает военному ведомству проект создания электролета. Именно тогда, проектируя электрическую машину для летательного аппарата, он и начал первые эксперименты с лампами накаливания. Естественно, что военное министерство на предложения молодого прожектера не откликнулось. Тогда Лодыгин отправил свои предложения в Париж, обещая создать летательный аппарат, который можно будет использовать в войне с Пруссией.
Произошло невероятное, его пригласили во Францию, где он даже успел приступить к подготовке строительства электролета на заводах Крезо. Но Франция в войне потерпела поражение, финансирование создания электролета прекратилась. Пришлось молодому изобретателю вернуться на родину.
В Петербурге Лодыгин устроился работать техником в Общество нефтяного газа «Сириус» и продолжил эксперименты с электричеством, а параллельно начал посещать лекции в Петербургском университете и Технологическом институте, чтобы восполнить пробелы в образовании.
Именно тогда он и заинтересовался созданием ламп накаливания, которые бы могли использоваться не только для экспериментов, но и для практического освещения. К концу 1872 года Лодыгин при помощи механиков братьев Дидрихсон создал несколько ламп, у которых в стеклянном баллоне размещались угольные стерженьки. Вакуум в лампах не создавался, но после естественного выгорания кислорода накаливание угольков происходило в относительно разреженной газовой среде. Тогда же Лодыгиным были проведены эксперименты по использованию в качестве элемента накаливания металлической проволоки, но он посчитал их неудачными.
В 1872 году Лодыгин приступил к публичной демонстрации своих ламп и подал заявку на «Способ и аппараты дешёвого электрического освещения» в Департамент торговли и мануфактур. Документ, подтверждающий привилегию, был им получен, но только через два года. Тогда же он запатентовал свою лампу накаливания во многих странах. Кстати, Эдисоном лампа накаливания с угольной нитью была запатентована в 1879 году, в принципе, это был усовершенствованный вариант лампы Лодыгина.
Демонстрация в 1873 году уличного освещения при помощи электрических ламп Лодыгина вызвала большой интерес, но они были еще несовершенны и требовали серьезной доработки. На следующий год изобретатель продемонстрировал возможности своих ламп для освещения боевых кораблей, что вызвало большой интерес в военно-морском ведомстве. В этот же год Академией наук Лодыгину была присуждена престижная Ломоносовская премия.
Для практического применения изобретения было создано «Товарищество электрического освещения
Организовать широкое производство и внедрение ламп тогда не удалось, и «Товарищество» было ликвидировано, чем поставило изобретателя в тяжелое материальное положение. Именно тогда он направил в США патентную заявку на свою лампу накаливания, но не смог найти денег для уплаты патентных сборов, поэтому американского патента он тогда не получил.
Почти два года Лодыгин работал в мастерских
Четыре года Лодыгин работал в Париже, а затем уехал в Америку, где занялся исследованиями по разработке новых материалов для элементов накаливания. Эксперименты оказались удачными, что и подтвердили американские патенты на нити накаливания из тугоплавких металлов. Впоследствии права на производство ламп с такими нитями накаливания были приобретены концерном «Дженерал Электрик». Так что современные лампы с вольфрамовыми нитями — это дальние родственники ламп Лодыгина.
За границей Лодыгин жил до 1905 года, завоевав славу талантливого изобретателя и удачливого предпринимателя. Его попытка вернуться на родину оказалась неудачной, так как его опыт и знания, с успехом применявшиеся в Америке, в России оказались невостребованными. В Петербурге Александру Николаевичу смогли предложить только должность заведующего подстанциями городского трамвая. Лодыгину пришлось вернуться в Америку, где он занялся конструированием и производством электротермических установок, создав, по сути, новую отрасль промышленной электротермической обработки металлов.
После революции Лодыгина приглашали вернуться на родину, предлагали интересную и перспективную работу по реализации плана ГОЭЛРО, но состояние здоровья изобретателя, который уже перешагнул семидесятилетний рубеж, не позволило ему отправиться через океан. Несмотря на болезнь, Александр Николаевич Лодыгин продолжал работать до последних дней жизни. Скончался он 16 марта 1923 года.
Включая вечером электрический свет, вспомним выдающегося русского изобретателя Александра Николаевича Лодыгина, внесшего весомый вклад в развитие электроэнергетики и первым применившего для освещения столь привычную теперь для нас лампу накаливания.