Но это даже не единственный случай. Влияние музыки Рахманинова отчетливо слышно в песнях группы Muse. Часто это уже просто сознательное цитирование.
Колокола — от мощных, резонирующих, до колокольчиков — острозвучных или отдаленно-звучащих — это то, что слышится в музыке Сергея Васильевича Рахманинова
И эти колокола, часто набатно звучащие, — символ всеобщего тревожного ожидания. Перед Первой мировой войной С. Рахманинов написал симфоническую поэму с хором, которая так и называлась — «Колокола» (на сюжет стихотворения Эдгара По в переводе Бальмонта). Как предчувствие очень большой беды прозвучала эта музыка в 1913 году, как образы человеческой жизни, от серебряных колокольчиков саней (детство) и «свадебным звоном» (юность) до набата тревоги и погребального звона.
Март — месяц рождения (20 марта 1873 года
Род Рахманинова древний и знатный — пересекалась его генеалогическая линия (не напрямую) даже с Рюриковичами. Род восходил к молдавским господарям — основателям государства Драгошам. Стефан Великий выдал одну из дочерей замуж за Ивана Младого, наследника Иоанна Третьего. Малолетний их сын был даже объявлен, в свою очередь, наследником Московского престола. Вместо правления была ссылка в Углич, куда приехал еще один сын Стефана, Иван. Сына этого Ивана — Василия — прозвали Рахманом.
Видимо, неспроста, ведь рахманы — тоже непростые. Этот мифологический народ, известный по славянским и румынским сказаниям, происходил от Адама и жил на Островах Блаженных. Принято считать, что это бывшие индийские жрецы брахманы, ставшие истовыми христианами. Вот такая необычная, полулегендарная история рода, из которого вышли и первый переводчик Вольтера, и профессор механики И. Рахманинов. Но есть и другие теории происхождения рода.
Колокольный звон С. Рахманинов постоянно слушал и в Москве. И он мерно перетекал в его музыку. Не случайно самые первые аккорды самого знаменитого его Второго концерта многие сравнивали с ударами колокольного благовеста. А некоторые сравнивают их с ростовским егорьевским звоном (кто не помнит музыки — послушать-посмотреть можно в комментариях).
Детские годы композитора прошли в Москве. С девяти лет он жил фактически самостоятельно, без родителей, в семье своего учителя Николая Зверева. Те, кто смотрел недавний фильм «Ветка сирени» Павла Лунгина, могут приблизительно представить себе биографию композитора. Хоть и значится в конце фильма фраза о том, что фильма «не биографичен», он просто о любви, о судьбе, о творчестве, — этот фильм, конечно, о Сергее Рахманинове.
Поэтому общая канва его биографии может быть многим знакома. Детство без родителей, которые разъехались, самостоятельная учеба с 9 лет и самостоятельный заработок с ранней юности: концертные выступления, частные уроки, преподавание в институтах. Пианист он был от Бога, но чувствовал в себе силы творить. Первые успехи и признание пришли сразу. Но довольно скоро случился и первый провал — неудачная премьера Первой симфонии под управлением известного композитора А. Глазунова. Творческий подъем сменился тяжелейшим кризисом — около 3−4 лет С. Рахманинов ничего не мог сочинить.
Поразительное дело — помог психотерапевт. Николай Владимирович Даль, крупнейший специалист и гипнотизер, у которого лечились и К. Станиславский, и А. Скрябин, и Ф. Шаляпин, он вывел молодого человека из состояния глубочайшей депрессии. И на новом взлете был написан известный всему миру Второй фортепианный концерт. С посвящением Далю… С колоколами в первой части и с нежной мелодией второй части, которая и была незлонамеренно заимствована для известной песни «All by myself» (послушать можно в комментариях).
И снова зазвучали колокола. И в этюдах-картинах, и в Третьем концерте, и в бесчисленном множестве других произведений. Насколько помог психотерапевт, насколько сами колокола «вернулись» к С. Рахманинову — не важно. Важно, что именно этот период творчества — один из самых продуктивных.
Как известно, после революции С. Рахманинов покинул Россию для концертных выступлений. Уехал гастролировать с семьей, но больше уже не вернулся. Постоянным местом жительства стала Америка, а постоянным родом деятельности — концертные выступления. Наступил новый творческий кризис — на этот раз десятилетний. И этот кризис был уже вызван полной оторванностью от родины, в чем и сам композитор отдавал себе полный отчет. А ведь его всегда определяли как самого «русского» из всех русских композиторов.
Тоска по родине выражалась не только в творческом кризисе. Гонорары за свои концерты он нередко отправлял в Россию, а во время Великой Отечественной войны все отдавал в Фонд Красной Армии — Фонд обороны. Были мысли и вернуться, но в этом было отказано.
Тем не менее, и этот последний кризис был преодолен. Были написаны новые музыкальные шедевры: «Симфонические танцы», «Рапсодия на тему Паганини», Третья симфония, Четвертый концерт. И в них слышны колокола — от переливчатых до набатных. Колокола для всех нас…