Айн Рэнд, создатель философии объективизма — писательница или философ?

Реклама

В последние десятилетия в России открылся целый пласт новых имен. Речь не только о писателях-диссидентах, но и о писателях-эмигрантах, о творчестве которых представление у многих весьма слабое. Поговорим об американской писательнице русского происхождения, которая в России до сих пор остаётся малоизвестным автором.

Айн Рэнд по крови — еврейка, по сути — русская. Настоящее имя Алиса Зиновьевна Розенбаум. Родилась 2 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге в семье торговца. Родители очень гордились одаренной дочерью: уже в 4 года она умела читать и писать, а в 9 лет поняла, что хочет стать писательницей.

Что ни говори, а «урожденный гений», который делает человека яркой личностью, созревает в детстве. Алиса фантазировала, писала небольшие рассказы, придумывала свой личный иллюзорный мир.

Реклама

В возрасте 11 лет она заинтересовалась политикой, а в 1917 году, после Февральской революции, в ее рассказах впервые появилась политическая тематика. В эти же годы она знакомится с творчеством В. Гюго, который оказал на нее большое влияние.

Осенью 1918 года семья Розенбаумов разорилась и переехала в Крым. Там Алиса заканчивает школу и сама начинает преподавать, но недолго — вскоре они возвращаются в Петербург, и будущая писательница поступает в университет, где впервые знакомится с произведениями Ницше.

В начале 1925 года Розенбаумы уезжают в Америку. Алисе 21 год. Образование, воспитание и опыт получены в России, иного прошлого она не знает. У нее ничего нет, кроме характера и цели стать писателем, и ничто уже не изменит эту цель.

Реклама

В Штатах Алиса взяла новое имя, она пишет сценарии и пьесы, но первый опыт не приносит ей успеха. Она работает официанткой, гардеробщицей, затем устраивается статистом в Голливуде, а в 1929 выходит замуж за актера и художника Фрэнка О' Коннора.

В 1930 году она приступает к работе над своим первым романом «Мы — живые». Эта книга, говорила она, будет протестом против строя жизни в России. Антикоммунистическая позиция явно отражена в романе, который вышел в 1936 году. Коммунисты — злодеи, а послереволюционная Россия — кладбище.

Этим романом завершился «русский» период её литературного творчества, но Россия продолжала оставаться в ней, только на новом, более абстрактном уровне — как символ «коллективизма», как идея разрушения.

Реклама

Положительная оценка романа вдохновила Айн, и в 1938 году выходит еще одна повесть — «Гимн». В том же году Айн устраивается помощником к известному архитектору, чтобы «нарастить знания» и лучше понять своего нового литературного героя — архитектора Рорка.

В 1939 году Айн начинает писать киносценарии своих романов и в то же время работает над новыми произведениями. В 1943 г. выходит «Источник» — роман идей, результат увлечения философией и Ницше. В нем писательница еще не создала новый способ отражения художественной действительности и использует навыки прошлого периода.

Самое же значительное произведение, «Атлант расправил плечи», выходит в свет в 1957 году, и до сих пор этот роман считается лучшим произведением Айн Рэнд. После написания «Атланта», который дался ей очень тяжело (только речь героя Джона Голта она писала почти два года), Рэнд решила больше не писать.

Реклама

Айн Рэнд — автор трех романов, одной повести, нескольких рассказов и киносценариев. Роман «Мы — живые» — реалистическое произведение; «Источник» — социальный роман с элементами утопических идей; «Атлант расправил плечи» — полностью утопическое произведение.

Реклама

Ее идеальный герой может полностью реализовать себя только в свободной стране. Герои книги «Мы — живые» жили, страдали и любили в несвободном государстве. В романе «Источник» раскрыта проблема «вторичных людей», то есть большинства, которое обязано своим существованием «первичным людям» — интеллектуалам, так как могут жить только за счет их интеллекта.

Вот этих «первичных» человечество обязано беречь и ценить. А что может произойти, если «вторичные», как это часто и происходит, не выполняют этой «обязанности», можно увидеть в «Атлант расправил плечи», в действии которого лучшая часть человечества объявляет забастовку. Таким образом, роман является следствием проблемы, которая поставлена в «Источнике».

Реклама

Рэнд восхваляет лучшие качества человека — разум, независимость и чувство собственного достоинства. «Атлант» воплотил в себе все важные положения «философии объективизма», основанной на принципах индивидуализма, разумного эгоизма и разума, являющейся интеллектуальным обоснованием капитализма в противовес социализму. Рэнд считала единственной правомерной функцией государства защиту прав человека и его собственности.

Реклама

Книга изобилует сложными философскими рассуждениями и непопулярными идеями. Не зря же первый отклик критиков был весьма недоброжелателен. Более поздние отклики не были столь отрицательными, появились упоминания о художественных достоинствах книги, о философской идеологии и необычном характере героев.

Несмотря на успех, в литературе писательницу считали чужаком, среди философов она тоже стала изгоем. Да, Айн Рэнд исключительно своеобразна. При этом ее индивидуальность непреклонна и несомненна.

С конца пятидесятых годов Айн вплотную занялась философией с социальным уклоном. Появился ряд работ: «Неизвестный идеал», «Для нового интеллектуала», «Введение в философию познания объективизма», «Новые левые», «Философия: кому она необходима», «Добродетель эгоизма» и другие. Сама Айн говорила, что развить ее философские положения невозможно за одно поколение.

Реклама

Рэнд — одна из наиболее читаемых и изучаемых философов ХХ столетия. Оригинальный философ вне всяких рамок и учений, художник слова. Ее книги влияют на выбор жизненной позиции многих американцев. В кругу ее поклонников — самые известные люди Америки. Но они же и признают, что Рэнд — по существу, русский мыслитель.

Русские истоки вызвали неповторимость ее писательского облика, склонность к «свержению основ», идеализм, и… Айн Рэнд всегда делала только то, что хотела — целеустремленность была главной чертой ее характера, и эта черта переплеталась с крайней нетерпимостью к тому, что она считала неверным.

Еще одна из основных черт творческой личности Айн Рэнд — презрение либо же снисходительность к другим, не похожим на нее. «Пишите об обычных людях», — советовали ей, но это было противопоказано Айн Рэнд. Она всерьез заявляла:

Реклама

— Я бросаю вызов культурной традиции последних двух с половиной тысячелетий.

Ее герои энергичны, полны стремления к победе. Быть таким как все, зависимым от мнения окружающих, от общества, то есть «вторичным» — неприемлемо. Айн Рэнд выступает в своих книгах против любой помощи человеку, против любых социальных программ — понятно, это может шокировать, поразить и возмутить.

У человека есть право на счастье, и никаких мелочей типа права на труд или охрану здоровья!

Разумный эгоизм у нее противопоставлен коллективизму, личная жизнь — это единственная ценность. Недаром синонимом для коллективизма выбрано словосочетание «вторичный человек».

— Эгоист, — говорила Айн Рэнд, — в правильном понимании — это лучший гражданин. И клянусь своей жизнью и своей любовью к этой жизни, что никогда не буду жить во имя другого человека и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить во имя меня!

Реклама

Кто-то принимает философию Рэнд, кто-то категорически отрицает, кто-то совершенно не может читать ее книги, но…

Согласно опросу Библиотеки конгресса США, в 1991 году американцы сочли роман «Атлант расправил плечи» вторым по значимости в литературе после Библии. Другие романы, эссе и философские работы Айн Рэнд тоже изданы миллионными тиражами на большинстве языков мира.

Дискуссионные клубы Айн Рэнд существуют в большинстве колледжей Америки.

Реклама