Всё это — о Юхане Людвиге Рунеберге. Человеке, положившем начало современной
Именно о нём как-то написал
А ведь Юхан Людвиг не только один из них, но и равный им по величине и значимости романтик европейского уровня. И рассказывать о нём можно большими и толстыми монографиями — спокойно! Много чего было в незаурядной и трагической судьбе этого великого поэта, любящего свой родной край гражданина, сильного духом человека.
Отец Юхана — Лоренц Ульрик — был капитаном торгового флота. Именно поэтому они с молодой женой — происходившей из купеческого рода Мальм, Анной Марией — жили в небольшом портовом городе Пиетарсаари. Который лежал на самом берегу Балтийского моря, а конкретнее — его Ботнического залива, и имел второе имя — Якобстад. А всё потому, что хотя это была и финская провинция, но шведоязычная область — Эстерботтен. Область эта, так же, как и вся Финляндия, вот уже шесть веков входила в состав Швеции.
Только после завершения русско-шведской войны 1808−1809 гг., по Фридрихсгамскому мирному договору, Финляндия, получив статус автономного княжества, вошла в состав Российской империи. Но в 1803 году, когда Лоренц Ульрик и Анна Мария играли свадьбу, они ещё были подданными шведской короны. И когда почти через год, 5 февраля 1804 года, в их семье родился первенец, он, как и его родной город, получил два имени. Финское Юхан и шведское — Людвиг.
А потом была война. Та самая, русско-шведская. Боевые действия проходили неподалёку от Пиетарсаари. И самые ранние (и самые яркие!) детские воспоминания маленького Юхана Людвига — именно об этой войне. Как он, четырёхлетний, сидит на коленях известного и тогда уважаемого в Финляндии русского генерала Якова Кульнева. Известного полководца, уже достойно прошедшего две турецкие войны и в этой, русско-шведской компании, покрывшего себя славой в героической аландской экспедиции, боях под Куортане и Оровайсе.
Тогда, в 1809-м, никто даже не подозревал, что это — первый камушек в фундаменте будущего творческого наследия поэта. До этого было ещё долго. А пока…
Пока Юхану исполнилось восемь лет и его отправили получать образование в Оулу (Олеаборг). После смерти дяди, у которого жил Рунеберг, будущий поэт продолжил обучение уже в Ваасе. Сила воли и упорство в достижении цели — эти черты, без которых навряд ли что получилось бы в этой жизни у Юхана Людвига, в полной мере были присущи ему и в школьные годы. Из класса в класс он переходил только с отличием. Других оценок для юного Рунеберга просто не существовало.
Вполне естественным было и желание молодого человека продолжить образование. Осенью 1822 года Рунеберг поступил в единственный тогда университет Финляндии, размещавшийся в тогдашней столице страны, городе Турку (Або).
Кстати, интересное историческое совпадение. В этот же год студентами университета, или Академии Або, как его называли тогда, стали ещё двое юношей, впоследствии, вместе с Юханом Людвигом, сыгравшие немаловажную роль в становлении финской культуры. Это Элиас Лённрот (1802−1884), которого мы знаем как создателя финского национального эпоса «Калевала». И Юхан Вильгельм Снельман (1806−1881), в будущем — известный философ и публицист Финляндии.
Но это в будущем, а тогда… Тогда надо было учиться, получать университетское образование. Вот только чтобы это сделать — нужны деньги. А их у Юхана Людвига не было.
Уже через год Рунеберг вынужденно прерывает обучение для того, чтобы занять платную должность домашнего учителя в семье капитана Э. Г. аф Энзельма, жившего в сельской местности Саариярви. Подкопив денег, Юхан в начале 1827 года получит степень кандидата философии. А уже летом этого же года станет магистром.
Но… Всё это будет потом. Потом! А тогда, в 1823-м, Рунеберг уезжает в Саариярви. И два года, проведённые там, будут очень важными, определяющими для всего дальнейшего творческого пути поэта.
Впервые Юхан оказался в глубинной Финляндии. А там всё… Всё было совсем не так, как на побережье! В тех местах, где он вырос… Другой была природа. Другими были люди. Жившие, может, и не такой устроенной жизнью, как прежние знакомые Юхана Людвига, но добросердечные, мужественные, терпеливые, накрепко спаянные вместе чувством патриархального коллективизма.
Здесь, в Саариярви, он познакомился со старым отставным унтер-офицером Пеландером, который потом, со временем, станет прототипом фенрика Столя. Но, опять же, не было бы никаких «Сказаний» этого самого фенрика, если бы Рунеберг не впитал в себя все те подробности русско-шведской войны, истории и анекдоты о её героях — известных и безымянных, которые, соединившись с его собственными детскими впечатлениями, впоследствии дадут сюжетную и поэтическую основу одного из самых известных его произведений.
Не узнай поэт жизни крестьян финской глубинки, — не было бы никаких «Охотников на лосей», главными героями которых станут именно они. Крестьяне финской глубинки.
Да, Юхан Людвиг все свои произведения напишет на родном для него, шведском языке. Но писать он будет о жизни финского крестьянина. И главным героем его произведений станет финн. Тот самый, который может перетерпеть всё, без ропота переносит все превратности судьбы, довольствуется малым, оставаясь беззаветно верным и преданным своему родному краю. Который может и суров, но от того не менее горячо любим.
Всё это является вполне достаточным для того, чтобы историки финской литературы с полным правом относили Юхана Людвига к классикам, а пролог к «Сказаниям фенрика Столя» — стихотворение «Наш край» — стало гимном Финляндии.
Всё это будет. Потом. Позже. После Саариярви.
У Рунеберга будет время, чтобы выплеснуть на бумагу всё то, что он впитает в себя за те два года, что проведёт домашним учителем в финской глубинке. Поэт умрёт 6 мая 1877 года. Последним из европейских романтиков, надолго пережив всех своих коллег по литературному цеху. Умрёт, но, как поэт, останется в памяти того народа, о котором он писал. И эта память будет не только благодарной, но и долгой.
Во всяком случае, и сегодня, 5 февраля, вся Финляндия празднует День Рунеберга. В любой, даже самой маленькой школе, в этот день обязательно идёт урок «настоящей литературы», а на каждый финский стол подаётся непременное рунебергское пирожное.
В статье использована информация биографического очерка о Рунеберге, автор Е. Дорофеева.