Судьба этой женщины необычна, окружена легендами и похожа на захватывающий роман.
Она родилась 23 июня 1763 года на Мартинике в семье дворянина Жозефа Таше де ля Пажери. При крещении девочке дали красивое длинное имя Мари Роз Жозефа, со временем её стали называть одним словом — Жозефина.
Родители были уверены, что их старшую дочь ждет блестящая судьба, и не ошиблись. Когда в 1779 году Жозефина стала женой молодого богатого аристократа, виконта Александра Богарне, казалось, что предначертание судьбы сбылось. Кто бы тогда знал, что это всего лишь первая ступенька на крутом пути к вершине, где Жозефину ждет императорская корона.
Супруги обосновались в Париже, где Жозефина постепенно стала завоевывать славу светской львицы, что для вчерашней провинциалки было ой как нелегко. Отношения с мужем у Жозефины не сложились, даже рождение двух детей, сына Евгения и дочери Гортензии, не укрепили брак, который так и не стал счастливым. В 1785 году, прожив вместе около 6 лет, супруги расстались.
Следующее десятилетие парижской жизни Жозефины окружено массой легенд и слухов. Большинство из них появилось, когда она уже была императрицей, а возможно, и после её смерти. В этом нет ничего необычного. Людей, желающих «примазаться» к знаменитой женщине, а то и подчеркнуть, что они пользовались подлинной или мнимой благосклонностью будущей императрицы значительно раньше, чем сам великий Наполеон, всегда хватало. По большому счету, для нас теперь не так уж и важно, кого в то время считали любовниками Жозефины и как впоследствии сложились их судьбы.
Судьба же самой Жозефины стремительно изменилась в годы революционных потрясений, охвативших Францию. Для восставших Жозефина Богарне была представительницей ненавистной аристократии, для которой уготовано место в тюрьме, а то и на гильотине. К счастью, до гильотины дело не дошло, а вот в тюрьме посидеть какое-то время Жозефине пришлось.
Трудно сказать, чего ей тогда хотелось больше — семьи и любящего мужа, который сможет стать отцом для Евгения и Гортензии, или стабильности, финансовой независимости и возможности вести привычную беззаботную жизнь. Чем руководствовалась Жозефина, принимая ухаживания молодого генерала Бонапарта (он был младше её на пять лет), мы, наверное, никогда не узнаем.
Весной 1796 года Жозефина надела на палец изящное кольцо с гравировкой «Это судьба», подаренное Бонапартом. Она и на самом деле выбрала для себя и своих детей дальнейшую судьбу, ведь кольцо было свадебным подарком. Бонапарт в то время был всего лишь перспективным генералом, никто тогда не мог и предположить, что всего через несколько лет он станет императором, диктующим свою волю практически всей
Наполеон любил жену и приемных детей, судьбы которых он постарался устроить наилучшим образом. Со временем и Жозефина стала испытывать к мужу теплые чувства, хотя Наполеон не раз давал ей поводы для ревности, время от времени заводя интрижки. Кстати, если верить слухам, Жозефина тоже иногда позволяла себе развлечься на стороне.
Казалось бы, все в жизни Жозефины складывается удачно. Она императрица, муж обожает свою любимую женщину, не скупится на подарки, оплачивает непомерные счета, хотя и ворчит по поводу её расточительности. Но императрица — это не только титул, богатство и корона на голове, императрица должна продолжить династию, родив мужу наследника престола. Жозефина, увы, уже давно не может иметь детей, и медицина тут была бессильна.
В начале нового века Наполеон, устав верить в возможное появление наследника, стал задумываться о разводе. Жозефина всячески пыталась оттянуть неминуемую развязку, но в 1807 году муж поставил вопрос о разводе, мотивируя его необходимостью обеспечить стабильность империи новым браком и рождением наследника. Уговаривать супругу ему пришлось два года, которые были наполнены слезами Жозефины, разрывающими сердце сценами и попытками медицинских светил добиться невозможного. Прибегали даже к помощи гадалок и ясновидящих, но и они не смогли помочь.
Торговаться Жозефине приходилось только из-за себя. Дети к этому времени уже были «пристроены»: сын стал вице-королем Италии и принцем Венеции, да и о его дальнейшей судьбе Наполеон обещал позаботиться, а дочь Гортензия вышла замуж за младшего брата Бонапарта, ставшего королём Голландии. В конце концов, Жозефина на развод согласилась, но при условии сохранения за собой титула императрицы и обеспечения соответствующего содержания, включая собственный двор.
С 16 декабря 1809 года Жозефина стала императрицей-консортом, так как наличие титула не подразумевало сохранение реальной императорской власти. Любопытно, что между ней и Наполеоном сохранились теплые отношения. Встречались они нечасто, но переписку поддерживали постоянно.
Поселилась Жозефина в 20 километрах от Парижа во дворце Мальмезон, который ей подарил император. Вся оставшаяся жизнь Жозефины прошла в этом дворце. Еще находясь замужем, она увлеклась выращиванием экзотических растений и коллекционированием произведений искусств, для чего в Мальмезоне были построены оранжерея и галерея. Жозефине удалось собрать прекрасную коллекцию картин и скульптур, часть из которых оказалась в России.
В 1814 году Жозефину несколько раз посещал в Мальмезоне российский император Александр I, имевший возможность познакомиться с коллекцией живописи. В следующем году, уже после смерти Жозефины, он договорился с её наследниками о приобретении 38 картин и четырех скульптур, для которых в Эрмитаже был оформлен специальный зал.
В разводе с мужем Жозефина прожила всего четыре с половиной года. 29 мая 1814 года она скончалась в своем дворце. Похоронили Жозефину в Мальмезоне в местном соборе, а в 1825 году над её могилой было установлено изящное надгробие.