Дядя Гиляй был не просто популярен, он был любим москвичами. Ему везде были рады, будь то светский прием, актерская вечеринка или воровской кутеж в притонах Тишинки. Все знали, за дядей Гиляем «не заржавеет», сегодня ты поделишься с ним информацией, а завтра он тебе поможет — даст взаймы денег, о которых тут же забудет, «вытащит» из участка, познакомит с нужными людьми или окажет протекцию именно в тот момент, когда она ой как нужна. Да еще и напишет о тебе такое, что в миг знаменитым станешь.
Многим казалось, что дядя Гиляй — неизменный атрибут Москвы, как Кремль или собор Василия Блаженного. Но эта незыблемость положения и искренняя признательность москвичей появились не сразу, они были завоеваны повседневным трудом, талантом и любовью к первопрестольной и её жителям.
Еще в школьные годы Володя решил стать цирковым артистом, освоил акробатику и джигитовку, что впоследствии немало пригодилось ему в жизни. А жизнь сложилась совсем не просто. В 1871 году, провалив экзамены, Гиляровский сбежал из дома. Для него начался период многолетних странствий, позволивший будущему писателю глубоко познать жизнь со всеми её радостями, трудностями и откровенными мерзостями, которых, увы, в России всегда хватало. Он бурлачил на Волге, работал грузчиком в порту, благо, здоровье позволяло, недолгое время учился в юнкерском училище, гонял табуны, служил пожарным и даже осуществил детскую мечту — выступал наездником в цирке.
После демобилизации Гиляровский в 1881 году поселился в Москве, где устроился работать в театр, но вскоре решил посвятить себя только литературе и журналистике. Стоит отметить, что писал он постоянно, а небольшие наброски, сделанные во время многочисленных странствий, со временем превратились в полноценные литературные произведения. В Москве начал печататься в «Русской газете», затем работал репортёром в «Московском листке». Вскоре его острые злободневные заметки и зарисовки стали появляться во многих московских изданиях. Всего несколько лет потребовалось Гиляровскому, чтобы из обычного репортера превратиться в знатока московских нравов, которого сначала за глаза, а затем и в открытую стали уважительно называть дядей Гиляем.
Вместе с опытом появлялась острота пера и умение находить не просто злободневный материал, а такой, что заставит читателя сопереживать. Быстро росла популярность. В 1887 году у Гиляровского вышел первый сборник рассказов «Трущобные люди», почти весь тираж которого был уничтожен цензурой. Вскоре появились и другие книги, неизменно вызывавшие большой интерес читателей. Произведения Владимира Алексеевича были не без недостатков. Случалось и ему выслушивать критику. Так,
Отношение Гиляровского с художниками — разговор особый. Он всегда интересовался живописью, приятельствовал со многими живописцами и, что немаловажно, постоянно старался поддерживать молодых художников, на выставках часто покупая их картины. Понимая, что художникам нужна не только материальная, но и моральная поддержка, охотно писал о художественных выставках, а перед знакомыми хвастался приобретенными картинами, называя их авторов будущими знаменитостями. И ведь в большинстве случаев не ошибался.
Естественно, что и художники не могли обойти вниманием колоритную фигуру Гиляровского. Его писали
Стоит отметить, что на знаменитом памятнике Владимир Алексеевич появился не только потому, что внешне напоминал запорожца. Именно ему после проведения серьезных исследований удалось установить точную дату и место рождения Гоголя, о котором он написал несколько больших статей.
После Октябрьской революции Гиляровский много писал уже для советских газет и журналов. Его популярность продолжала оставаться очень высокой, издавались его книги, которые не залеживались на прилавках. Последняя книга «Друзья и встречи» вышла за год до смерти Владимира Алексеевича. К этому времени он уже был тяжело больным, почти ослеп, но продолжал писать, обобщая прожитое, вспоминая о встречах с интересными людьми, заново переживая свои многочисленные приключения.
Умер Владимир Алексеевич Гиляровский 1 октября 1935 года, похоронили его на Новодевичьем кладбище. Прошли годы, но память об удивительном человеке, прекрасном журналисте и самобытном писателе продолжает жить. Большими тиражами издаются его книги, позволяя нам заглянуть в давно ушедшую жизнь, увидеть Москву и москвичей такими, какими их видел и любил дядя Гиляй.