Зиновий Пешков: как старший брат Я��ова Свердлова стал французским бригадным генералом?

Реклама
Грандмастер

16 октября 1884 года у супруги нижегородского сапожника Мойши Израилевича Свердлова родился первенец, которого назвали Иешуа Залман.

Практически сразу после родов Елизавета Соломоновна снова забеременела, и спустя семь месяцев у нее родился второй ребенок, названный Яковом. Это и был будущий председатель ВЦИК советской России.

И третий сын из этой семьи (всего Мойша стал отцом шести сыновей и двух дочерей от двух жен) — Вениамин — занимал довольно высокое место в советской иерархии, он был наркомом путей сообщения.

В тюрьму для профилактики

Но вернемся в XIX век. Отец Якова Свердлова постепенно оказался вовлеченным в революционное движение, освоив специальность гравера. В мастерской изготовлялись подпольные документы, а также перераспределялись различные революционные издания, за которыми охотилась полиция.

Реклама

С семьей Свердловых дружил Алексей Пешков (будущий Максим Горький). Однажды Алексей Пешков и молодой еврейский мальчишка Залман Свердлов оказались в одной камере. Дело в том, что кто-то видел, как в мастерской отца Залман прячет прокламации, и мальчишку бросили в тюрьму в целях «воспитания». Пешков к тому времени был уже женат, его супруга Екатерина Павловна была беременна сыном Максимом. Возможно, именно поэтому Алексей Максимович проникся отеческой заботой о мальчике и предложил тому приехать к нему в Арзамас.

Книги напрасно не пылились

На некоторое время Залман взял на себя обязанности секретаря писателя, улаживая мелкие дела, которых было так много. Благодаря Горькому, точнее его огромной библиотеке, Залман стал одним из самых глубоко образованных людей своего времени. Мальчишка, который окончил всего три начальных класса в Нижнем Новгороде, впоследствии в совершенстве разговаривал на семи языках, считался одним из величайших дипломатов, став значимой

Реклама
исторической личностью.

Возможно, толчком ко всему послужила пьеса Горького «На дне». Смотреть ее к Алексею Максимовичу приехал в гости Владимир Немирович-Данченко. Залман исполнял роль Васьки Пепла. Гениальный режиссер пожал парню руку и сказал: «Я жду Вас в Москве, у Вас, юноша, определенный талант».

Но евреям было запрещено жить в Москве, и Залман принял крещение и получил отчество и фамилию своего крестного отца, став Зиновием Алексеевичем Пешковым. Благодаря этому он поступил в школу Московского художественного театра. Но, проучившись около года, он сделал эффектный жест — бросил все и уехал. Даже не в Европу — в Канаду. Поговаривают, что таким образом он бежал от неудачной любви.

Реклама

Очень может быть! У него был особый талант — влюблять в себя женщин. Но посмотрел бы я на ту, которая могла бы устоять перед блестящим, хорошо образованным, умным и талантливым парнем! Злые языки утверждают, что он сбежал от призыва на Русско-японскую войну, но вся его последующая биография опровергает это.

В Канаде для него работы не нашлось. Но у него перед глазами был живой пример — его названный отец, который в его возрасте пешком исходил всю европейскую часть России. Зиновий поступил так же, он скитался по городам Канады и США, а в России печатал свои путевые очерки. Их брали охотно — слог у Свердлова был отменный.

Из Канады и США он отправился в другой уголок земли — в

Реклама
Новую Зеландию. Здесь жил очень бедненько, но гордый был до самозабвения — денег у приемного отца не просил. Их отношения были подвержены определенным встряскам. Так, периоды глубокого обожания сменялись временами, когда крестные отец и сын годами не видели друг друга. Но, тем не менее, они продолжали испытывать друг к другу глубокую симпатию…

«Людей видел я несть числа, а ныне чувствую, что всего ближе мне — Зиновий, сей маленький и сурово правдивый человек, — за что повсюду ненавидим» (М. Горький).

Гражданская мачеха

Когда Горький поселился на Капри, в 1907 году туда возвратился и Зина. Но отношения между ними неожиданно испортились. Впрочем, это было все-таки предсказуемо.

Реклама

И. Е. Репин, «Портрет актрисы Марии Фёдоровны Андреевой», 1905 г.

К тому времени писатель жил вместе с Марией Андреевой, знаменитой актрисой, которой оставил все свое состояние любивший ее миллионер

Реклама
Савва Морозов. Она была по убеждениям близка к большевикам, но редко давала свои деньги, предпочитая запускать руку в карман любимому Алеше. У Горького денежки водились, его пьесы охотно ставились в европейских театрах.

С другой стороны, зная, как трепетно относилась к Зине первая жена Горького, она не могла простить пасынку этого. И однажды, когда писатель вдруг обнаружил, что на его счету не хватает около 50 тысяч рублей (которые Мария Федоровна отправила на правое дело), Горький поднял страшный скандал. Андреева поспешила все свалить на Зиновия, мол, это он все снял на своих девочек…

Горький накричал на своего приемного сына, тот хлопнул дверью и ушел. Из Италии

не уехал, просто поселился в другом месте. «Прибился» к писателю Амфитеатрову, тогда это был один из самых модных писателей, которого читали в России. Три года проработал у него секретарем. Здесь же влюбился в очень красивую Лидочку Бураго, дочь крупного российского промышленника, она полюбила не менее страстно. Свадьбу сыграли на Капри, Горький был недоволен:

Этот красивый паренек вел себя по отношению ко мне удивительно по-хамски, и моя с ним дружба — кончена. Очень грустно и тяжело.

В Европе уже все шло к войне. Зиновий всегда мечтал быть в гуще событий. Он не стал где-то отсиживаться, а поступил рядовым солдатом во французскую армию, хотя можно представить, чего это стоило самолюбивому Свердлову. В одном из боев потерял правую руку по плечо. Был награжден Военным крестом с пальмовой ветвью.

Реклама

А после этого выяснилось, что он не может служить во французской армии, так как является иностранцем. Но и оставить своего героя французы не могли. Несмотря на инвалидность, он был восстановлен в армии, ему дали офицерский чин и отправили переводчиком «по местам былой славы» — в США.

Будущий маршал

Вернулся он во Францию в 1917 году и был тепло встречен своим армейским другом, которого звали Шарль де Голль. Будущий президент Франции очень ценил своего русского товарища, можно сказать, даже любил. После Февральской буржуазной революции 1917 года Зиновий Пешков был направлен в Россию в качестве представителя военной миссии Франции при Временном правительстве.

Реклама

Новая встреча Зиновия и Марии Федоровны Андреевой не могла не развить в них ту прежнюю неприязнь. Она и ее друзья считали, что Зина служит врагам. И только приемный отец относился к своему воспитаннику достаточно тепло.

Но Зиновий не мог находиться в такой обстановке, он с разрешения де Голля покинул Петроград и отправился в Сибирь, к адмиралу Колчаку. Так он стал уже не «виртуальным», а самым настоящим врагом советской власти. Интересный расклад получился: старший брат оказался на стороне белогвардейцев, а младшие входили в число руководителей советской страны. Более того, как только глава французской военной миссии предал Колчака, Пешков оказался в Крыму у барона Врангеля…

Реклама

Как известно, иностранная военная интервенция в советской России не выполнила ту задачу, которую на нее возлагали. В 1920 году Зиновий вернулся во Францию, где ему присвоили звание «капитан». Но, как часто бывало в истории, иной капитан был гораздо влиятельнее генерала.

Непослушная дочь

Далее он поступил во французский иностранный легион, пять лет воевал в Марокко, после чего его снова вернули во Францию, на этот раз в министерство иностранных дел. Спустя четыре года его направили в подчинение к Верховному комиссару, и ему он служил верой и правдой в течение семи лет. Потом вернулся в Марокко, где и встретил известие об оккупации Франции гитлеровцами.

Вместо Парижа

он отправился в Лондон, вступил в организацию «Свободная Франция» и собирал деньги для движения в… Южной Африке. Его миссия увенчалась успехом, за что Зиновий получил звание бригадного генерала. В том же 1943 году был назначен главой дипломатической миссии в Китай, с 1944 года — посол Франции в этой стране. После трех лет службы в Китае был назначен послом Франции в Японии.

Как я уже говорил, его очень любили женщины. Но он стал отцом только один раз, от него забеременела красавица-итальянка. Она родила дочь, которую угораздило влюбиться в представителя советского посольства. Зиновий был разочарован выбором единственной горячо любимой дочери. Она была очень упряма и поехала за мужем в СССР. Как на грех, на календаре был 1937 год. Зятя репрессировали, потом расстреляли, дочь арестовали, их двоих сыновей поместили в детские дома, где их следы затерялись.

После освобождения из лагеря дочь попыталась связаться с отцом, и на десятки ее писем он ответил лишь однажды. Она приехала к нему, но было слишком поздно.

27 ноября 1966 года Зиновия не стало. Говорят, таких пышных похорон Франция не знала лет двести…

Реклама