Жил да был старичок в Туапсе.
Ничего он не делал, как все.
Он ужасно чудил,
В туфлях яйца варил,
Возмущая народ Туапсе.
А может, эти строки?
Перезрелая леди, чей нос
Рос, пока до земли не дорос,
За пятак и полушку
Нанимала старушку,
Чтоб носить свой немыслимый нос.
Или эти?
Жил на свете старик в бороде.
Говорил он: «Я знал, быть беде.
Две совы, три чижа
И четыре стрижа
Свили гнезда в моей бороде».
Значит, ваше детство было освещено весёлой чепухой Эдварда Лира. Но если вы не слышали ничего подобного, то самое время начать знакомство с его творчеством, ведь взрослые его любят даже больше, чем дети.
Сам он себя называл «Верховным Перипатетическим Ослом и Главным Белибердяем страны»
Человек, талантливый во всём, Эдвард Лир — английский поэт, художник и писатель — родился в 1812 году в предместье Лондона, 20 ребёнком в семье. Эдварду было 13 лет, когда его отец, биржевой маклер Иеремия Лир, разорился и попал в долговую яму. Мальчику рано пришлось стать самостоятельным (в 15 лет), и он начал зарабатывать на жизнь как художник. Встать на этот путь Эдварду помогла старшая сестра (у которой он жил), дав ему первые уроки рисования.
С 15 лет Лир занимался изготовлением рекламных плакатов для мелких магазинчиков, раскрашивал предметы интерьера, делал и рисунки на медицинские темы для университета. Вскоре, по рекомендации влиятельной особы, он стал работать на зоологическое общество, для которого выпустил рисунки «Семейства попугаевых», они до сих пор известны.
Рисовал он и других птиц, иллюстрируя книги Дж. Гулда, работал над сериями «Европейские птицы» и «Туканы». Написал серию черепах и британских млекопитающих для профессора Бэлла. Путешествуя по Ирландии, Лир очаровывается её вересковыми пустошами и озёрами и начинает тяготеть к пейзажу. Всё больше и больше богатых людей заказывают у него зарисовки пейзажей и достопримечательностей той или иной страны. Этим Эдвард Лир и жил, переезжая с места на место всю свою жизнь.
Очень интересны его книги путешествий с видами Средиземноморья, в которых путевые заметки он дополняет неповторимой игрой слов, забавными рисунками-шаржами на самого себя и комичными историями. В письмах к другу художник часто иронично называет себя
Так, знакомясь с «перлами» гениальной чепухи в его путевых заметках, читатель находит «россыпи алмазов» в книге «Book of Nonsense» (Книга Чепухи или Книга Небылиц).
Вот что писал С. Маршак об Эдварде Лире: «…Сейчас разговляюсь стихами. Для разбега перевожу стихи Эдварда Лира, родоначальника английской детской поэзии, первого создателя жанра „нонсенс“ — „чепушистых“ стихов. Это — просто прелесть! Столько в его книгах причуды, выдумки, душевной чистоты. И при этом Эдвард Лир один из самых музыкальных поэтов». «Переводить Лира очень трудно. Нелегко передать его разнообразный, гибкий ритм и мелодичность его стихов, воспроизвести на другом языке причудливую вереницу его образов. И все же я работал над переводами из Лира с живейшим интересом и удовольствием. Мне хотелось донести до моих читателей ту веселую игру, которая составляет сущность поэзии Эдварда Лира
А теперь ознакомьтесь с автопортретом:
«Эдвард Лир о самом себе»
Мы в восторге от мистера Лира,
Исписал он стихами тома.
Для одних он — ворчун и придира,
А другим он приятен весьма.
Десять пальцев, два глаза, два уха,
Подарила природа ему.
Не лишен он известного слуха
И в гостях не поет потому.
Книг у Лира на полках немало.
Он привез их из множества стран.
Пьет вино он с наклейкой «Марсана»,
И совсем не бывает он пьян.
Есть у Лира знакомые разные.
Кот его называется Фосс.
Тело автора — шарообразное,
И совсем нет под шляпой волос.
Если ходит он, тростью стуча,
В белоснежном плаще за границей,
Все мальчишки кричат: «Англича-
нин в халате бежал из больницы!»
Он рыдает, бродя в одиночку
По горам, среди каменных глыб,
Покупает в аптеке примочку,
А в ларьке — марципановых рыб.
По-испански не пишет он, дети,
И не любит он пить рыбий жир…
Как приятно нам знать, что на свете
Есть такой человек — мистер Лир!
Для англичан, да и, пожалуй, для всего мира, Эдвард Лир — основатель литературы нонсенса, абсурда. Его творчеством вдохновились Льюис Кэрролл (вспомните его «Алису в стране чудес»), Даниил Хармс и другие русские обэриуты, которые пропагандировали отказ от традиционности во имя абсурда и нонсенса.
Но если обэриуты целенаправленно и серьёзно «абсурдируют», то Лир естественный и непосредственный в своих стихах, как мальчишка-озорник. Его стихи чем-то напоминают школьный стишок-дразнилку, мимо которого просто нельзя пройти, не рассмеявшись. Герои стихов Лира — молодые девицы и джентльмены, мальчики, дедушки и старушки, весёлые зверушки, которые занимаются самыми разными вещами: стоят на головах, объедаются грушами, играют подбородком на арфе, носят смешные вещи не по размеру, громко кричат, отбиваются стульями от пчёл, словом, ведут себя чудаковато и нелепо. И в этом их свобода.
Старушенция, жившая в Гарфе,
Подбородком играла на арфе.
«В моем подбородке
Особые нотки», —
Говорила друзьям она в Гарфе.
Одного молодца из Ньюкасла
Черти бросили жариться в масло.
На вопрос: «Горячо?»
Он сказал: «Нет, ничо».
Вот какой молодец из Ньюкасла!
Жил великий мыслитель в Италии,
Его мучил вопрос: что же далее?
Он не ведал покою
И, махая рукою,
Бегал взад и вперед по Италии.
Но не стоит заблуждаться, считая, что жизнь этого человека была весёлой и лёгкой, как и его нелепицы. С самого детства у Эдварда Лира были проблемы со здоровьем: ухудшающееся зрение, эпилепсия, приступы депрессии, астма, которые с годами приносили ему всё больше тягот. Постоянные странствия и переезды с места на место не делали его завидным женихом. Сам же Лир всю жизнь комплексовал из-за своего большого носа, который не раз сам же высмеивает в своих стихах.
За всю жизнь Лир не завёл близких отношений ни с одной женщиной, у него не осталось потомков. Единственной живой душой, которая прожила с ним дольше всех, был его кот Фосс. Жил Эдвард Лир очень скромно, часто ему не хватало денег, но в те моменты, когда они у него были, он всегда помогал своим родственникам, друзьям и даже совершенно незнакомым людям. Так, просто прослышав однажды о бедствии в одной стране, он послал нуждающимся довольно крупную сумму денег.
Эдвард Лир всего на несколько месяцев пережил своего любимого кота Фосса и умер на своей вилле в Сан-Ремо.
Пусть Эдвард Лир так и не стал великим живописцем, но звание гения нонсенса за ним остаётся по праву.