Название же «георгинa» увековечивает память другого ученого немца, принесшего немалую пользу российской науке, петербургского академика Иоганна Готлиба Георги (Johann Gottlieb Georgi) (1729−1802).
В России исследователь прожил вторую половину своей жизни. А до этого он закончил университет в Упсале (Швеция), где учился у знаменитого натуралиста Карла Линнея и двадцать лет проработал фармацевтом. Приехав в 1770 году в Россию, Георги начинает свою работу в Академии наук. Ему сорок лет — по тем временам изрядный возраст. Но он охотно присоединяется к русской экспедиции под руководством академика П. С. Палласа (1741−1811).
«Физическая экспедиция» (как она называлась) была затеяна по инициативе императрицы
Но страна продолжалась и за Волгой. Ее северные, восточные и южные края терялись в туманной дали, и что там творится, европейская наука затруднялась сказать. Воистину, сия Америка ждала своего Колумба.
Благодаря «маркизу Пугачеву» (так Екатерина II называла бунтовщика в письмах к французским просветителям) императрица узнала, что, кроме русских мужиков и яицких казаков, в ее державе живут также и татары с башкирами, охотно участвовавшие в бунтах. Где-то в районе Оренбурга скакали по степям киргиз-кайсаки. А что дальше — непонятно. Вполне возможно, что на окраинах Российской империи жили даже легендарные люди с песьими головами.
Одним словом, экспедиция по исследованию собственной страны была безусловно необходима. Перед
Исследовать свойства вод, почв, способы обработки земли, состояние земледелия, распространенные болезни людей и животных и изыскать средства к их лечению и предупреждению, исследовать пчеловодство, шелководство, скотоводство, особенно овцеводство.
Затем обратить внимание на минеральные богатства и минеральные воды, на искусства, ремесла, промыслы каждой провинции, на растения, животных, на форму и внутренность гор и, наконец, на все отрасли естественной истории… Заняться географическими и метеорологическими наблюдениями, астрономически определять положение главных местностей и собрать все, касающееся нравов, обычаев, верований, преданий, памятников и разных древностей.
Реклама
Когда Паллас отправился в эту исследовательскую экспедицию, ему исполнилось двадцать шесть лет. Георги был почти в полтора раза старше начальника экспедиции. Но тяжести походной жизни переносил стойко и многие достижения экспедиции — результат работы «Ивана Готлибовича», как называли его по-русски.
Георги составил карту озера Байкал и подробно описал флору и фауну Прибайкалья. Привез он в Петербург и обширную коллекцию минералов. Но главным трудом Георги было этнографическое исследование, явившееся в те годы наиболее полным, снабженным иллюстрациями описанием народов тогдашней России. Оно и сейчас представляет немалый, хотя уже чисто исторический интерес. Работа вызвала одобрение императрицы, и автор был удостоен золотой табакерки. Так выглядела тогда государственная премия.
Георги стал академиком, а еще в честь него немецкий ботаник, директор Берлинского ботанического сада, Карл Людвиг Вильденов (Carl Ludwig Willdenow) (1765−1812) назвал красивый цветок, привезенный путешественником А. Гумбольдтом из Южной Америки.