Сама Анна родилась в семье, где никогда не испытывали достатка, и девушка, едва достигнув подросткового возраста, отправилась батрачить на соседский хутор, где жили зажиточные немецкие колонисты. Анна была очень трудолюбивой, никто никогда не видел ее грустной, и вскоре она вскружила голову не одному местному парню. Но ей самой пришелся по сердцу сын хозяев хутора, 19-летний Фриц. Надо сказать, что и ему очень нравилась девушка. Он попробовал заикнуться о женитьбе родителям, но те и слушать не стали: ладно бы эта «оборванка» была немкой, а то ее родители поляки!
Судьба их развела, едва соединив…
Но Фриц оказался очень настойчив, особенно после того, как узнал, что Анна забеременела. Он женился на Анне, правда, молодые супруги остались жить под кровом родителей мужа. Однажды, когда молодая женщина была на пятом месяце беременности, она пошла к колодцу набрать воды. Внезапно навес над ним сорвался. Анна позвала мужа, чтобы тот посмотрел, что произошло. Фриц не стал никого звать на помощь, а сам попытался установить навес на прежнее место. Мальчишеское безрассудство? Очень может быть!
Навес не поддался, а молодой человек надорвался. Он пролежал несколько дней в постели, надеясь, что все образуется, но разрыв внутренних органов оказался несовместим с жизнью. Горько оплакивала смерть мужа Анна, и хотела сразу уйти с хутора, но свекор со свекровью не отпустили: они очень надеялись на то, что родится внук. А когда на свет появилась внучка, даже не скрывали своего разочарования. И однажды указали Анне с дочкой на порог!
А дальше — жизнь батрачки. Ходили с хутора на хутор в надежде, что кто-то даст им работу и кусок хлеба. Анне приходилось вставать с первыми лучами солнца, а заканчивать свою работу с наступлением темноты. А девочка в это время была предоставлена сама себе. До тех пор, пока ей не исполнилось десять лет, — с этого времени Алиду определили в пастушки — следить за стадом коров.
Гораздо позже, когда Алида изберет себе другое имя — Вия, — она будет часто вспоминать свое безрадостное детство. Зато она очень ценила скромные радости жизни — в те времена даже горбушка свежевыпеченного хлеба могла доставить ей счастливые мгновенья…
Когда Вие исполнилось 15 лет, Латвию освободили от гитлеровцев советские воины. У молодежи появились новые интересы: республика начала бурно развиваться, а детский труд оказался под запретом. То, что эта власть была более справедливой, Анна с дочерью успели убедиться уже очень скоро. Алида успевала посещать не только обычную школу, но еще и записалась в драматическую студию при Художественном академическом театре имени Яниса Райниса. Вопреки воле матери — та хотела, чтобы дочь получила более «солидную» профессию. Как быстро меняется ситуация — ведь даже за три года до описываемых событий Анна и представить не могла, что ее дочь не будет батрачкой!
В театр через драматическую студию
В студии девушка взяла себе новое имя — Вия. Ей казалось, что оно более привлекательное. Но самое главное, что девушка трудилась не покладая рук над каждой новой ролью: возвращаться на хутор ей не очень-то хотелось. Надо отдать должное и ее наставникам — они тоже старались доказать, что Бог их талантом не обделил.
Свой первый спектакль в 1949 году Вия отыграла почти в полуобморочном состоянии — так волновалась. Но ее поддержали, особенно основатель этой знаменитой труппы (театра им. Райниса) Эдуард Смильгис. Он учил девушку жить на сцене, забывая о том, что где-то есть зрители, помогал находить правильные интонации и движения. Но Бога не бывает без чёрта — его гражданская жена делала все возможное, чтобы молодой актрисе доставались лишь второстепенные роли.
В самом начале своей карьеры Артмане и не мечтала о киноролях. Ей с лихвой хватало и театра. Но в середине 50-х годов спрос на актеров и актрис прибалтийского происхождения заметно возрос, не в последнюю очередь из-за того, что у них все-таки был какой-то европейский стиль. Вия дебютировала в кино в 1956 году в фильме «После шторма», но полюбили ее кинозрители после выхода на экран фильма «Родная кровь», где она сыграла главную героиню Соню, паромщицу, мать троих детей. Причем сумела донести то внутреннее достоинство, которое есть у героини, чем сразу же полюбилась миллионам советских женщин. Правда, после этого все заговорили о романе Евгения Матвеева и Вии Артмане…
Главное — засветиться?
А дальше ее пригласил сыграть одну из главных ролей в фильме «Никто не хотел умирать» литовский кинорежиссер Витаутас Жалакявичус. Ему очень хотелось показать, что даже драматические повороты судьбы не в силах сломить слабую лишь на первый взгляд женщину…
В том же 1966 году Артмане снялась в еще одном фильме — «Эдгар и Кристина» у режиссера Рижской киностудии Леонида Лейманиса. Она сыграла главную героиню Кристину, причем сделала это очень пронзительно. Но иначе она и не могла — история конюха Эдгара и горничной барона Кристины в чем-то удивительно напоминала судьбу ее мамы. Только здесь была более счастливая развязка — влюбленные, несмотря на многочисленные трудности, бросаются в объятия друг друга, чтобы не расставаться…
Афиши этого фильма привлекали к себе внимание в больших и малых городах всего Советского Союза. И в конце фильма, когда молодые люди давали всем понять, что отныне они неразлучны, плакали многие женщины: и русские, и украинки, и узбечки. Кстати, именно после этого фильма многих девочек стали называть Кристинами, тогда был настоящий всплеск «кристиномании», и вряд ли «Рабыня Изаура» или «Просто Мария» смогли бы завоевать такую же всенародную любовь!
За последующие 10 лет Вия Артмане снялась в 15 кинокартинах. И везде она смотрелась очень естественно и органично.
Трудная любовь. Не на экране, а в жизни…
Возможно, не последнюю роль в этом сыграл ее супруг — популярный актер театра Артур Димитерс. Их любовь тоже прошла через многочисленные преграды — к началу их романа Артур был женат, да к тому же был старше ее на 14 лет. Но он привык повелевать, и если ставил перед собой какую-то цель, обычно шел к ней напролом. Он ухаживал за девушкой отчаянно, немножко агрессивно и очень настойчиво. Одно время Вие казалось, что он оставит ее в покое — не тут-то было! Артур развелся с женой и заставил Вию отправиться с ним в ЗАГС.
А дальше он милостиво позволял любить себя! Есть такие мужья, которые считают ниже своего королевского достоинства сходить в магазин за покупками, приготовить ужин, пусть даже не романтический, без свечей, вынести мусор. А уж мытья посуды боятся как черт ладана. В таком случае роль жены ничем не отличается от роли служанки. Примерно в такой переплет угодила и Вия. И если на съемках ее называли королевой и матерью-Латвией, то в личной жизни ей приходилось не только растить двух детей (сына и дочь), но еще и всячески стараться ублажить своего самого большого ребенка — Артура. Она даже начала подумывать о разводе, но быстро поняла — без нее он совсем пропадет! Ох, эта женская жалость!
И прямая, не терпящая ни слова лжи Вия как-то призналась: «Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась. Да… Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит». Кстати, Артура не стало в 1986 году.
Былые заслуги не в счет?
Она снималась в фильмах практически каждый год, до того момента, пока Латвия не стала «независимой». Я очень хорошо помню эти дни, так как в самый трудный момент новейшей истории Латвии жил в Риге. Много тогда было душевных терзаний, надежд на лучшее будущее. Вот только до простых людей новым латышским властям не было дела. Все это почувствовала на себе мать-Латвия — Вия Артмане. У ее рижского дома нашелся владелец, актрису выселили, и она переехала на небольшой хутор в 40 километрах от Риги. Трудно ли ей было вести сельский образ жизни? Вряд ли — все это она уже проходила в 30-е годы ХХ века.
Вскоре случилась еще одна беда — сын пристрастился к наркотикам. По ее просьбе его окрестили в православие, желая спасти, сама Вия тоже крестилась, взяв себе имя Елизавета. А последняя роль, которую ей довелось сыграть, — роль императрицы Екатерины II в фильме Ильи Хотиненко «Золотой век» (не путать с режиссером Владимиром Хотиненко).
Этот фильм вышел на экраны в 2003 году. А дальше ее еще раз вспомнили: в год ее 75-летия. Но жизнь матери-Латвии клонилась к закату. Вия Артмане скончалась от четвертого инсульта 11 октября 2008 года. И только после смерти она снова вернулась в Ригу, город, в котором стала королевой театра и кино.