Кто был прототипом Анки-пулеметчицы?

Реклама

Анка-пулеметчица, героиня известного фильма «Чапаев», снятого по роману Дмитрия Фурманова, была названа так в честь жены автора: она полгода провела в героической Двадцать пятой дивизии. Но даже признавая некую долю собирательности кинообраза, стоит назвать имя той, кто больше всего подходит в качестве прототипа.

Это была Мария Андреевна Попова — сначала санитарка, затем кавалерийская разведчица, и наконец — заместитель командира взвода. А к использованию ее биографических данных в кинокартине приложил руку «Отец народов». Сталин выразил недовольство первым вариантом фильма и велел усилить сценарий образом героической женщины, заодно введя в сюжет романтическую линию.

Реклама

Тогда режиссеры Георгий Николаевич и Сергей Дмитриевич Васильевы организовали встречу с бывшими чапаевцами, расспрашивая их о событиях грозного времени Гражданской войны. Многое из того, что было рассказано Марией Поповой, оказалось включенным в картину. В частности, эпизод с каппелевской «психической атакой», а также то, как раненый пулеметчик, к которому она пришла на помощь, буквально заставил ее стрелять, так как сам не мог нажимать обе гашетки сразу. Так героиня стала пулеметчицей.

…Юная уроженка Самарской губернии была очень рано выдана замуж, причем не по любви, но вскоре овдовела и пошла работать нянечкой в больницу, а потом перешла на трубочный завод. Вступив в Красную Армию, участвовала в боях за Самару. Вошедшие в город белочехи арестовали Марию, а затем посадили в «поезд смерти» и отправили в Сибирь.

Реклама

Отважной женщине удалось бежать, а затем она случайно встретила отряд чапаевской дивизии, была в нее зачислена и воевала до конца войны. Не обошлось без контузии и ранения. За доблесть и отвагу была награждена орденом Красной Звезды. Между боями писала стихи, в том числе стала автором песни «Гулял по Уралу Чапаев-герой».

В мирное время поступила на ростовский рабфак, а затем закончила факультет советского права Московского университета и уже через год после защиты диплома отправилась в Германию в качестве референта юридического отдела советского торгпредства, при этом занималась разведывательной деятельностью.

Будучи назначенной заместителем представителя «Интуриста» по скандинавским странам, по словам ее дочери, «выступала посредником между Александрой Коллонтай и сотрудниками газет и журналов», по-нынешнему, занималась пиаром, а также встречала советских добровольцев, направлявшихся воевать в Испанию, и организовывала их переправку.

Реклама

По возвращении на Родину в 1938 году получила медаль «20 лет РККА» и отправилась руководить отделом кадров «Интуриста». В годы Великой Отечественной вновь отправилась на фронт. В 1959 году попала под следствие по доносу, но разбирательство Комиссии партийного контроля ЦК КПСС привело к выводам о том, что факты биографии Марией Поповой не искажались и она не является ни «самозванкой», ни «примазавшимся классово чуждым элементом».

Наконец, подружившись с группой молодых артистов, предоставила им свою квартиру для репетиций. Так рождался театр «Современник»…

Вот такая биография.

Реклама