Почему Алексей Венецианов ради создания нового направления в живописи сломал собственный сарай?

Реклама
Грандмастер

Радостное событие произошло в семье московского купца второй гильдии Гаврилы Венецианова в феврале 1780 года, когда по первопрестольной гуляли лютые метели. Рождение сына, окрещенного Алексеем, отметили с размахом. Купец был из крепких, хотя и не богатых, торговал на Москве саженцами, а в межсезонье — картинами. Он и сыну прочил купеческое будущее, надеясь передать в надежные руки налаженное торговое дело, но судьба распорядилась иначе.

Как и многие из московских купцов, Венецианов решил дать сыну хорошее образование и определил его на учебу в престижный частный пансион. Учился Алексей средне, посвящая все свободное время рисованию, за что не раз имел нагоняи от учителей. Но вскоре и учителя вынуждены были признать, что у юноши есть несомненный талант. Уже в пятом классе Алексей стал пытаться, и небезуспешно, писать масляными красками на холсте, освоил и живопись пастелью. Даже отец смирился с его увлечением, поняв, что у сына явно не лежит душа к торговому делу.

Реклама

Алексею хотелось быть ближе к настоящему искусству, а оно в Петербурге, где и Академия художеств, и мастерские всех известных художников. Окончив пансион, он недолгое время служил в Чертежном управлении, а затем добился перевода в столицу на должность землемера в Лесной департамент. Он себя уже считал художником и в принципе был прав, свидетельство этому — портрет матери (А.Л. Венециановой), написанный в 1801 году.

Надежды, что в столице он сможет проявить себя как художник, не оправдались. Летом 1802 года Венецианов в «Санкт-Петербургских ведомостях» дал объявление, что художник готов писать «предметы с натуры пастеллем в три часа». Но заказчики не спешили к нему обращаться, и художник решил вернуться в Москву, где продолжил совершенствование в живописи и создал несколько интересных портретов.

Реклама

В Петербург художник снова перебрался только в 1807 году, поступив на службу в Департамент почт, затем перевелся в Департамент государственных имуществ Министерства финансов. Службу сочетал с серьезными занятиями живописью: много копировал в Эрмитаже, пользовался советами В.Л. Боровиковского и даже какое-то время жил у него, продолжал писать портреты. Живопись особых доходов не приносила. Венецианов попытался издавать «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», но уже третья опубликованная им карикатура вызвала гнев императора, посоветовавшего автору заниматься делами службы, а не сатирическими изображениями вельмож. Естественно, что журнал прикрыли.

Закрытие журнала не сказалось на отношении к Алексею Гавриловичу в художественной среде столицы. В 1811 году он представил в Академию художеств «Автопортрет», который был благосклонно воспринят мэтрами живописи. Венецианову за него даже присвоили звание назначенного в академики и утвердили тему работы на получение звания академика — «Портрет

Реклама
К. И. Головачевского с тремя воспитанниками Академии художеств». Головачевский — личность для академии легендарная, как художник-портретист он особым талантом не блистал, но был хорошим педагогом. Ко времени создания портрета он уже более 30 лет был инспектором академии, воспитав несколько поколений русских художников.

Портрет был написан в течение года, руководству академии он понравился, и Венецианову присвоили звание академика, что значительно упрочило его положение как художника-портретиста, но особой известности не принесло. В период Отечественной войны 1812 года художник вернулся к сатирическим гравюрам, создав серию работ, широко разошедшихся по стране.

В послевоенные годы, Венецианов, продолжая много времени уделять живописи, занялся обучением молодых художников, создав

Реклама
собственную школу для художественно одаренных детей. Большинство его учеников было из малообеспеченных семей чиновников и даже крепостных. Но совмещать живопись, педагогику и службу чиновником становилось все труднее, и в 1819 году в чине титулярного советника Венецианов оставил службу и переселился в имение Сафонково, купленное им в Тверской губернии.

Именно в Сафонково для художника начался новый период творчества, вскоре выведший его в число лучших российских живописцев. Ближе узнав жизнь крестьян, художник решил отразить её в своих картинах. Причем писать он стал не просто с натуры, а и на природе при естественном свете, что для российской живописи было явлением не частым.

Реклама

Для своей первой крупной картины, написанный по новой «методе», художник даже распорядился выпилить стену гумна (сарай для обмолота и хранения пшеницы), чтобы «впустить в него естественный свет» и создать глубокую перспективу. Построение картины, её цветовая гамма необычны для того времени, как и то, что на ней изображены простые крестьяне.

В сентябре 1824 года картину «Гумно» и еще несколько «крестьянских» работ Венецианов представил на Академической выставке. Зрители сначала отнеслись к работам живописца настороженно, но когда картину «Гумно» похвалил и решил приобрести для своей коллекции император, посыпались восторженные отзывы. Известный коллекционер и издатель

Реклама
П. П. Свиньин так отозвался о работах Венецианова в «Отечественных записках»: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему, и совершенно успел в том».

Но подобного мнения придерживались далеко не все. Руководство Академии художеств, не желая отступать от классических канонов, отнеслось к работам художника скептически, посчитав, что они не подходят для сформированной в академии системы живописи. Несмотря на противодействие академии, новое направление в русской живописи было создано и быстро нашло последователей и почитателей.

Реклама

В 20−40 годы Венециановым была создана целая серия работ, в которых главными героями были простые русские крестьяне, поражающие зрителей природной красотой, внутренним достоинством и естественностью. Изображены они были не среди искусственных декораций, как на классических полотнах, а в привычной для них среде, занятые повседневным нелегким трудом или в минуты короткого отдыха. С легкой руки императора, купившего в 1824 году первую «крестьянскую» картину, работы мастера легко находили покупателей. Еще несколько работ было приобретено и для монаршей коллекции, что позволило в 1830 году присвоить Венецианову звание императорского (придворного) живописца, с назначением ежегодного жалования.

Реклама

Параллельно с живописью Венецианов продолжил заниматься обучением молодых талантливых художников, которые вскоре стали выставляться на выставках в академии, завоевав симпатии зрителей. Но все попытки мастера привнести свою педагогическую практику в стены Академии художеств встречали упорное сопротивление. Ему было отказано в присвоении звания профессора и разрешении преподавать в академических классах. По этому поводу скульптор Н. А. Рамазанов очень точно заметил, что Академии художеств не нужен был педагог, «имевший свою исключительную манеру и не расположенный к методе академической». Сам художник об этом с горечью написал: «Однако на получение какой-нибудь обязанности в самой Академии художеств мне совершенно отказано навсегда…».

Реклама

Любопытно, что в этот период Венецианов продемонстрировал, что и в академическую манеру живописи можно внести народные элементы, которые будут и естественны, и уместны. В 1829 году им была написана картина «Купальщицы», выполненная, казалось бы, в классической академической манере. Но изображены купальщицы на фоне русской природы на берегу небольшой речушки или пруда, да и крепкие тела выдают в них обычных крестьянок.

Художник много и плодотворно работал, написав замечательные картины, неизменно пользующиеся популярностью у зрителей, создал новое направление в живописи и свою педагогическую систему, позволившую ему воспитать талантливых учеников. К сожалению, 4 декабря 1847 года Алексей Гаврилович Венецианов трагически погиб. Но остались его картины, которые помогают понять красоту родной земли и людей, которые на ней жили и трудились.

Реклама