Как и многие из московских купцов, Венецианов решил дать сыну хорошее образование и определил его на учебу в престижный частный пансион. Учился Алексей средне, посвящая все свободное время рисованию, за что не раз имел нагоняи от учителей. Но вскоре и учителя вынуждены были признать, что у юноши есть несомненный талант. Уже в пятом классе Алексей стал пытаться, и небезуспешно, писать масляными красками на холсте, освоил и живопись пастелью. Даже отец смирился с его увлечением, поняв, что у сына явно не лежит душа к торговому делу.
Алексею хотелось быть ближе к настоящему искусству, а оно в Петербурге, где и Академия художеств, и мастерские всех известных художников. Окончив пансион, он недолгое время служил в Чертежном управлении, а затем добился перевода в столицу на должность землемера в Лесной департамент. Он себя уже считал художником и в принципе был прав, свидетельство этому — портрет матери (А.Л. Венециановой), написанный в 1801 году.
Надежды, что в столице он сможет проявить себя как художник, не оправдались. Летом 1802 года Венецианов в «Санкт-Петербургских ведомостях» дал объявление, что художник готов писать «предметы с натуры пастеллем в три часа». Но заказчики не спешили к нему обращаться, и художник решил вернуться в Москву, где продолжил совершенствование в живописи и создал несколько интересных портретов.
В Петербург художник снова перебрался только в 1807 году, поступив на службу в Департамент почт, затем перевелся в Департамент государственных имуществ Министерства финансов. Службу сочетал с серьезными занятиями живописью: много копировал в Эрмитаже, пользовался советами В.Л. Боровиковского и даже какое-то время жил у него, продолжал писать портреты. Живопись особых доходов не приносила. Венецианов попытался издавать «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», но уже третья опубликованная им карикатура вызвала гнев императора, посоветовавшего автору заниматься делами службы, а не сатирическими изображениями вельмож. Естественно, что журнал прикрыли.
Закрытие журнала не сказалось на отношении к Алексею Гавриловичу в художественной среде столицы. В 1811 году он представил в Академию художеств «Автопортрет», который был благосклонно воспринят мэтрами живописи. Венецианову за него даже присвоили звание назначенного в академики и утвердили тему работы на получение звания академика — «Портрет
Портрет был написан в течение года, руководству академии он понравился, и Венецианову присвоили звание академика, что значительно упрочило его положение как художника-портретиста, но особой известности не принесло. В период Отечественной войны 1812 года художник вернулся к сатирическим гравюрам, создав серию работ, широко разошедшихся по стране.
В послевоенные годы, Венецианов, продолжая много времени уделять живописи, занялся обучением молодых художников, создав
Именно в Сафонково для художника начался новый период творчества, вскоре выведший его в число лучших российских живописцев. Ближе узнав жизнь крестьян, художник решил отразить её в своих картинах. Причем писать он стал не просто с натуры, а и на природе при естественном свете, что для российской живописи было явлением не частым.
Для своей первой крупной картины, написанный по новой «методе», художник даже распорядился выпилить стену гумна (сарай для обмолота и хранения пшеницы), чтобы «впустить в него естественный свет» и создать глубокую перспективу. Построение картины, её цветовая гамма необычны для того времени, как и то, что на ней изображены простые крестьяне.
В сентябре 1824 года картину «Гумно» и еще несколько «крестьянских» работ Венецианов представил на Академической выставке. Зрители сначала отнеслись к работам живописца настороженно, но когда картину «Гумно» похвалил и решил приобрести для своей коллекции император, посыпались восторженные отзывы. Известный коллекционер и издатель
Но подобного мнения придерживались далеко не все. Руководство Академии художеств, не желая отступать от классических канонов, отнеслось к работам художника скептически, посчитав, что они не подходят для сформированной в академии системы живописи. Несмотря на противодействие академии, новое направление в русской живописи было создано и быстро нашло последователей и почитателей.
В 20−40 годы Венециановым была создана целая серия работ, в которых главными героями были простые русские крестьяне, поражающие зрителей природной красотой, внутренним достоинством и естественностью. Изображены они были не среди искусственных декораций, как на классических полотнах, а в привычной для них среде, занятые повседневным нелегким трудом или в минуты короткого отдыха. С легкой руки императора, купившего в 1824 году первую «крестьянскую» картину, работы мастера легко находили покупателей. Еще несколько работ было приобретено и для монаршей коллекции, что позволило в 1830 году присвоить Венецианову звание императорского (придворного) живописца, с назначением ежегодного жалования.
Параллельно с живописью Венецианов продолжил заниматься обучением молодых талантливых художников, которые вскоре стали выставляться на выставках в академии, завоевав симпатии зрителей. Но все попытки мастера привнести свою педагогическую практику в стены Академии художеств встречали упорное сопротивление. Ему было отказано в присвоении звания профессора и разрешении преподавать в академических классах. По этому поводу скульптор
Любопытно, что в этот период Венецианов продемонстрировал, что и в академическую манеру живописи можно внести народные элементы, которые будут и естественны, и уместны. В 1829 году им была написана картина «Купальщицы», выполненная, казалось бы, в классической академической манере. Но изображены купальщицы на фоне русской природы на берегу небольшой речушки или пруда, да и крепкие тела выдают в них обычных крестьянок.
Художник много и плодотворно работал, написав замечательные картины, неизменно пользующиеся популярностью у зрителей, создал новое направление в живописи и свою педагогическую систему, позволившую ему воспитать талантливых учеников. К сожалению, 4 декабря 1847 года Алексей Гаврилович Венецианов трагически погиб. Но остались его картины, которые помогают понять красоту родной земли и людей, которые на ней жили и трудились.