Помнится, увидал я как-то на пачке печенья логотип кондитерской фабрики «Большевик». И резанул глаз анахронизм. Совершенно советское слово «Большевик», а под ним — год основания 1855. Еще бы написали: «Поставщик двора Его Императорского Величества»! Тогда можно было бы представить веселенькую картинку, совсем в духе Д. Хармса. За утренним кофе царица говорит царю: «Ах, Ники! Какое хорошее печенье изготавливают эти большевики! Надо будет, пожалуй, еще заказать!»
На логотипе кондитерского концерна «Бабаевский» такое же совмещение несовместимого: год основания — 1804, а название-то советское.
До 1990-х годов никакого концерна не было. А была московская кондитерская фабрика имени П. А. Бабаева. Фабрика, среди прочего, изготавливала шоколад. Кстати, не самый лучший в Москве. И Петр Акимович Бабаев (1883−1920) был не кондитером, а профессиональным революционером. Два последних года своей жизни он работал секретарем Сокольнического райкома партии г. Москвы и председателем райсовета.
Похоже, главный вклад его в кондитерскую промышленность состоял в том, что в 1918 году под его руководством была национализирована та самая кондитерская фабрика на Малой Красносельской улице, которую через четыре года назовут его именем. А еще тем, что в 1919 году он вывел рабочих этой фабрики на субботник. Правда, на субботнике этом не сладости производили — не из чего было производить. Зато ремонтировали паровозы и вагоны в железнодорожных мастерских Казанской дороги. Впрочем, это уже несущественные детали.
Мне кажется, что если бы не было этого объяснения, процентов семьдесят читателей, взглянув на логотип и оценив двухсотлетний возраст предприятия, сказали бы, что Бабаев — это прежний ее владелец. А вот и нет!
До революции фабрика имени Бабаева называлась фабрикой товарищества «А. И. Абрикосова Сыновей». Кондитерская фабрика Абрикосовых была известна не только на Москве, но и по всей России. С 1899 года она стала поставщиком Двора его Императорского Величества, о чем с гордостью сообщалось на упаковке. В тогдашней России это был знак качества самой высокой категории.
На заре советской власти, когда орденов еще не выдумали, одной из наград отличившимся была почетная революционная фамилия. Каких только фамилий в те времена себе не придумывали герои: Гарибальди, Бебель, Октябрьский и Краснооктябрьский… Так вот, Абрикосовы — это тоже придуманная фамилия. Основателя династии звали просто: Степан Николаев. Был он крепостной пензенской помещицы Левашовой. Барыня отпустила Степана на оброк. Николаев уехал в Москву и открыл здесь производство варенья, мармелада и пастилы.
Дело пошло, и к 1804 году Степан Николаев, накопив денег, откупился от крепостной зависимости, получил вольную для себя и для своей семьи. Семья переехала в Москву. 1804 год на логотипе «Бабаевского» — год открытия собственного, не на барыню, кондитерского производства в районе Семеновской слободы.
Поскольку главной «фишкой» кондитера Степана Николаева были сладости из абрикосов, в 1814 году он сменил свою прежнюю, простодушную, фамилию на роскошную: Абрикосов. Реклама — двигатель торговли!
Хорошее дело быстро не делается. Кондитерскую фабрику поднимало до всероссийской известности три поколения Абрикосовых. Расцвет предприятия пришелся на время жизни внука основателя династии, Алексея Ивановича Абрикосова (1824−1904). В 1873 году на фабрике работали 120 человек и даже была установлена паровая машина мощностью аж в 12 л.с.
Весной 1879 года Абрикосов приобрел большой участок земли на Малой Красносельской улице, где начали строить новую кондитерскую фабрику. В комплекс фабрики (как сказали бы сейчас) входили и общежития для рабочих. Не казармы, а нормальное по тем временам жилье, которому многие завидовали и двадцать лет спустя. В 1902 году строительство было завершено возведением двухэтажного дома для семьи хозяина. Этот дом в стиле «модерн» (архитектор Борис Шнауберт) как бы замыкал территорию предприятия. Именно он изображен на логотипе концерна «Бабаевский».
К началу ХХ века у Абрикосова работало уже более 2000 человек. Так что большевику П. А. Бабаеву было кого организовывать на субботник!
В 1899 году семейство Абрикосовых насчитывало более 150 человек. Казалось бы, этому разветвленному и богатому роду суждено светлое будущее. Но после революции не только фабрика потеряла имя основателя. Все большое семейство Абрикосовых раскидало по разным городам и странам. Может быть, это и есть главная причина того, что на логотипе московского кондитерского концерна совмещены, в общем-то, вещи несовместимые. Потомки живы и помнят, чьи они потомки. Вполне могут засудить за использование прежнего бренда. Как любят говорить американцы, это бизнес, ничего личного.
Впрочем, причина может быть и в другом. В свое время, после переименования фабрики, еще долго писали на коробках со сладостями «Фабрика им. рабочего П. А. Бабаева (бывшая Абрикосова)». Таким образом старый бренд помогал «раскрутке» бренда нового. Сегодня, спустя почти восемьдесят лет, шоколад с революционным именем «Бабаевский» знают в России многие. А о кондитере Абрикосове могут вспомнить только историки.
Ну, пожалуй, не только историки. Социальные катаклизмы пощадили кое-кого из большой купеческой семьи. Правда, после того как А. И. Абрикосов получил чин действительного статского советника, его семейство стало потомственной дворянской фамилией. Один из внуков Алексея Ивановича, Дмитрий Иванович Абрикосов, был послом в Японии — последним послом царской России и первым послом России советской.
Его брат, Алексей Иванович Абрикосов, прославился как патологоанатом, академик АН СССР. Его подпись стоит на медицинском заключении о смерти Ленина. Он же бальзамировал тело вождя. Другого вождя, Сталина, он тоже бальзамировал.
А вот его сын, Алексей Алексеевич, физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии 2003 года по физике, давным-давно читал мне, тогда еще студенту, курс теоретической физики…