Алла Йошпе и Стахан Рахимов: укрепляют ли трудности семью?

Реклама

«Алеша», «Эти глаза напротив», «А мне мама целоваться не велит» — казалось бы, откуда это в памяти, вроде и не должно было даже появиться, однако — есть… Алла Йошпе и Стахан Рахимов — народные артисты России. Но звание это было получено только в 2002 году. А на сцене они — скоро полвека.

Укрепляют ли трудности семью? Нет, нет и нет — таков был постоянный ответ Аллы Яковлевны. Ответ, совершенно непонятный поначалу. Но он становится яснее, когда вглядишься в эту «двойную» биографию. Биграфию дуэта.

Алла Йошпе родилась 13 июня 1937 года на Украине. Маленькой девочкой повредила ногу, чуть до ампутации дело не дошло. Проблемы остались, возможно, именно они и послужили спусковым механизмом целой жизненной истории. Она закончила философский факультет МГУ, защитила диссертацию. Но страсть к пению, удивительный тембр и уникальная интонация привели ее в оркестр Университета. Там она и встретилась со Стаханом Рахимовым в 1960 году на конкурсе художественной самодеятельности вузов Москвы.

Реклама

А последний был выпускником Московского энергетического института, а также сыном известной узбекской певицы Шахадат Рахимовой. Той, которая сбежала из дома, чтобы стать певицей (невзирая на уже выплаченный калым), той, которая отдала все сбережения и ценности — на них во время войны было построено несколько танков и самолетов. Стахан Рахимов родился в 1937 году в Андижане.

Встретились они на конкурсе, где поделили первую премию (тоже предмет вечных шуток — жюри за нас все решило), с тех пор — вместе, не расставаясь.

А первую трудность они, кажется, и не заметили вовсе. Еврейка и узбек — уже 45 лет как главный предмет семейных шуток и подколов. А когда-то мама А. Йошпе побеспокоилась за дочь: как же так, у восточных мужчин гарем! Значит, я заменю ему гарем — ответила непокорная дочь. И в посвящении к книге А. Йошпе говорится: «Моему другу, моему партнеру, моему узбеку посвящаю единственную мою книгу»…

Реклама

В СССР они были идеальной интернациональной парой. Такой и остались. А были и нешуточные вопросы на гастролях в Израиле: вам ведь нужна разная охрана, отдельно — израильская, отдельно — палестинская? И все же это не только никогда не было помехой в жизни, это осталось их семейным «достоянием» до сих пор.

Но главная трудность, сломавшая карьеру, случилась в конце 70-х годов, когда Алле Йошпе потребовалась операция, которую могли сделать в Израиле. Конечно же, их не выпустили, конечно же, тут же объявили врагами народа. Сцена была закрыта, записи велели размагнитить.

Но старые записи частично сохранились, благодаря человеку, который их вынес и держал у себя дома несколько десятилетий. А вот опала была жесткой и продолжалась минимум 10 лет. Люди, у которых изначально и мысли не было эмигрировать, испытали жесточайший прессинг: исключили из института дочь, семью вызывали на Лубянку, не давали работать.

Реклама

Спасали домашние концерты под названием «музыка в отказе», на которые слушатели приносили еду (деньги не разрешались, все было под контролем). Имущество тоже все было продано за бесценок. Так люди, и близко даже не думающие становиться диссидентами, стали вдруг врагами народа со всеми вытекающими последствиями. Только с началом перестройки им было разрешено петь в маленьких райцентрах, а потом уже — и на главных сценах страны. Что они и продолжают делать сейчас на концертных площадках всего мира. А также выпускать альбомы и писать мемуары.

И вот в разговоре об этих книгах и становится понятен жесткий ответ Аллы Яковлевны Йошпе о трудностях и семье. Она просто не желает никому трудностей и поэтому так отвечает. В своих воспоминаниях они не называют ни одного имени тех людей, которые помогали затоптать саму память об этом дуэте. А ведь многие из них — те же эстрадные исполнители… Но — нет. Что было, то прошло. О живых и мертвых — только хорошее или ничего.

Реклама

Но конкретно на примере Аллы Йошпе и Стахана Рахимова можно сделать и вывод: трудности могут сплотить. Трудности не мешают сохранению любви, которая чувствуется в каждом взгляде и движении. Тут вообще очень тяжело не опуститься до душещипательного тона — но на эту пару стоит просто посмотреть, они ни секунды друг без друга не могут.

И голоса сохранились в неприкосновенности. Удивительный тембр и даже сила голоса никуда не делись. Настоящие голоса, настоящий артистизм. Репертуар и старый, и новый, блеск в глазах — и ежесекундное понимание друг друга и в том, что касается дуэтного исполнения, и во всем другом тоже. Одна биография на двоих.

Сама не знаю, укрепляют ли трудности семью. Догадываюсь, что все зависит от людей.

Реклама