К наименее защищенной и наименее заселенной, западной, окраине Китая подбирались одновременно Великобритания и Россия. Самым лакомым куском для колонизаторов был Тибет.
Тибет — это нагорье, находящееся в центре Азии на высоте 4800 м. Здесь начинаются пять великих азиатских рек: Инд, Брахмапутра, Меконг, Янцзы, Хуанхэ. Еще важнее, что Тибет — духовный центр для многих миллионов последователей буддизма. С этой точки зрения, установление контроля над столицей Тибета Лхасой имело бы такое же значение, как контроль над Римом или, скажем, над Меккой. Завоевание такого контроля было столь же желательно, сколь и затруднительно.
Имя великого русского путешественника Н.М. Пржевальского (1839−1888) чаще всего ассоциируется с открытой им дикой лошадью. Между тем это открытие — небольшой и не самый главный эпизод четырех его путешествий по пустыням Центральной Азии. Николай Михайлович провел в этих путешествиях 11 из отведенных ему 50 лет жизни не из праздного любопытства.
Следует помнить, что все это время он находился на военной службе и был офицером Генерального штаба российской армии. А экспедиции его, составленные в основном тоже из военных, были заняты поиском наиболее удобных путей для переброски войск в Китай. И конечно, Пржевальский пытался отыскать пути в Тибет.
Уже в ходе первого своего путешествия (1871−1873 гг.) он пытался проникнуть на Тибетское нагорье мимо озера Куку-Нор. Во время третьей своей экспедиции (1879−1881 гг.) Пржевальский не дошел до столицы Тибета Лхасы всего 250 верст (около 300 км). Дорогу ему преградили тибетские войска. Тибетское духовенство и местное население враждебно отнеслось к попыткам чужеземцев и иноверцев войти в священные места.
Не более благосклонными были тибетцы и к английским исследователям и разведчикам, пытавшимся подняться к Лхасе со стороны Индии. Для иноверцев Тибет был закрыт! Первые доклады о жизни этой горной страны сделали подданные британской короны, индийские ученые-буддисты, совершившие паломничество в Лхасу.
Первым российским исследователем, поднявшимся в Тибет, был тоже буддист, бурятский ученый и востоковед Гомбожаб Цэбекович Цыбиков (1873−1930 гг.).
Имя Гомбожаб по-тибетски означает «защищенный Богом», а фамилия Цыбиков происходит от другого тибетского слова, Цэбэг — «бессмертный». Родился Цыбиков в Забайкалье в бурятской семье, традиционно придерживающейся буддизма. Учился он сперва в Агинской приходской школе, а затем в Читинской гимназии.
В гимназии он проявил большие способности и был выпущен с серебряной медалью. Золотую медаль гимназист не получил только по причине своего «инородческого» происхождения.
По окончании гимназии Цыбиков учится на медицинском факультете Томского университета. Но потом бросает медицину и в 1895 г. поступает на Восточный факультет Петербургского университета. В ходе учебы Цыбиков отказывается принять православие и, как следствие, лишается стипендии. Однако он продолжает учебу и в 1899 оканчивает университет с золотой медалью и дипломом первой степени.
Едва ли не сразу по окончании университета Цыбиков совершает путешествие в Тибет. Экспедицию курировали Санкт-Петербургская академия наук и Министерство иностранных дел. Подобно английским исследователям, Цыбиков направился в Лхасу в составе группы паломников — бурят и монголов. В своем багаже он тщательно прятал дневники. В молитвенном барабане был спрятан фотоаппарат.
Такая конспирация совсем не была излишней. Если бы кто-то обнаружил, что Цыбиков ведет дневник и — тем паче — фотографирует, он поплатился бы за это жизнью.
Путешествие в Тибет длилось с 1899 по 1902 год. Собственно в Тибете исследователь провел 888 дней. Большую часть из этого срока — с 1900 по 1901 гг. — Цыбиков находился в столице Тибета Лхасе и окрестных монастырях. Здесь он посетил важнейшие монастырские центры и удостоился аудиенции Далай-ламы. Главным результатом экспедиции была книга «Буддист-паломник у святынь Тибета», а также около 200 уникальных фотографий. Благодаря Цыбикову европейцы впервые увидели Тибет.
Американцы же должны быть благодарны Цыбикову еще и за то, что по сей день существует знаменитый журнал «National Geographics». В 1905 году здесь были впервые напечатаны тибетские фотографии Г. Цыбикова. Эта публикация не только спасла издание от банкротства, но с нее началась всемирная слава журнала.