Николай Крючков: секс-символ российского кино или несчастный семьянин?

Реклама
Грандмастер

13 апреля 15 лет назад остановилось сердце первого секс-символа (как его назвали значительно позже) советского кино — Николая Афанасьевича Крючкова. Актера, чье появление на экране вызывало повышенное сердцебиение у прекрасной половины нашей многонациональной страны. Он казался такой большой, такой добрый и такой надежный, что женщины смотрели на его героев и вздыхали: «Нет, не перевелись еще настоящие мужики!»

И мало кто знал, что Николаю достался великий шанс не только сниматься в кино, но и вообще жить. Дело в том, что он появился на свет задолго до положенного срока. Как вспоминал сам актер: «Я почему такой живучий? Наверное, потому, что мамаша моя пошла в погреб за квашеной капустой и там меня семимесячного родила, а потом выходила, вырастила…» Он оказался единственным «живучим» — остальные шесть его братьев и сестер умерли, не прожив и нескольких лет.

Реклама

От чечетки до ТРАМа

Родился Крючков 6 января 1911 года, в Рождественский сочельник, наверное, это тоже сыграло свою роль. Во всяком случае, какая-то невидимая сила хранила его всю жизнь. И в подростковом возрасте, когда Николай не раз и не два выяснял отношения с помощью кулаков, и чуть позже, когда после нескольких лет отнюдь не примерного поведения, вдруг резко «взялся за ум». Кстати, у него была такая черта в характере: сказал, как отрезал! Так, например, в 1970 году, когда стало пошаливать сердечко, врач одной из московских больниц посоветовал актеру: «Завязывайте Вы с этим делом, Николай Афанасьевич, иначе „мотор“ может не выдержать!» «Завязывать, говорите? — переспросил Крючков. — А что: плевое дело!» С тех пор он не выпил ни капли спиртного…

Реклама

Москвичи, да и не только они, слышали, наверняка, о фабрике Трехгорной мануфактуры. Именно там Крючков постигал азы рабочей специальности, и был ни много ни мало — гравером! От него требовались зоркий глаз и твердая рука. И с ним нельзя было пошутить, мол, у тебя обе руки левые. Дело в том, что Крючков от рождения был левшой.

А по вечерам он бегал на репетиции в фабричный клуб и не гнушался никакой работы. Надо бить чечетку — пожалуйста, спеть — какие проблемы! А уж сыграть в самодеятельном театре — вообще милое дело. Кого он только не переиграл, разве что на старуху-процентщицу из Достоевского «Преступления и наказания» не замахивался. Ну, скажите, у какого Родиона Раскольникова на такую дюжую бабульку рука поднимется?

Реклама

Очень много дали Николаю занятия в Театре рабочей молодежи (знаменитом ТРАМе). Именно здесь его заметил режиссер Борис Барнет, который приступил к съемкам фильма «Окраина». Это был один из первых советских фильмов, награжденный специальным призом Венецианского кинофестиваля. А 20-летний Николай Крючков в роли Сашки-сапожника стал узнаваем.

Тринадцать — несчастливое число?

Потом были и другие фильмы Барнета, но звездным часом для Николая должна была стать роль начальника пограничной заставы в фильме Михаила Ромма «Тринадцать». Но не стала. В один их съемочных дней оказалось, что после вчерашнего вечера «начзаставы» пребывает, мягко говоря, не в форме. Ромм выстроил всех артистов в шеренгу, прошелся вдоль нее и задумчиво произнес: «Будем считать, что командир погиб в самом начале фильма. Никто же дотошно не станет считать, сколько вас человек: двенадцать или тринадцать…»

Реклама

Но даже такой неприятный случай в биографии актера не повлиял на его приглашение в другие фильмы. Когда Ивану Пырьеву предложили снимать кинокартину «Трактористы», он без колебания пригласил на одну из главных ролей Николая Крючкова. Его партнерами по фильму должны были стать уже популярный к тому времени Петр Алейников и Борис Андреев. И на фоне этих богатырей должна была блистать супруга режиссера — Марина Ладынина.

Пырьев, конечно, слышал о том, что Крючков иногда «срывается», но первое время актер держался, пока не поспорил с Алейниковым и Андреевым, мол, выпью 10 стопок водки без закуски и не опьянею! Поспорили. Крючков, действительно, опрокинул в себя десять стопок (как минимум, литр водки), поклонился коллегам и пошел спать.

Реклама

Но сам фильм удался на славу. Весь квартет главных героев стал очень популярным в довоенном СССР, а песня «Три танкиста» превратилась в настоящий гимн этого вида войск.

А после этого Крючков стал, пожалуй, самым «снимаемым» актером. Причем в фильмах, которые имели большой успех. Достаточно вспомнить такие киноленты, как «Свинарка и пастух», «Котовский», «Член правительства», «Выборгская сторона». И пусть не все роли были главными, но кинозрители уже в каждом фильме искали своего любимца.

А девушки? Не отходя со съемочной площадки…

Он заставил вспомнить о себе в двух кинокартинах — «Парень из нашего города» (по книге Константина Симонова) и «Небесный тихоход». Первый снимался в 1942 году и стал как бы «продолжением» «Трактористов». Все тот же бравый парень, опять танкист, вне всяких сомнений — герой. Фильм — один из самых популярных в период Великой Отечественной войны. А вот «Небесный тихоход» был посвящен летчикам (наверное, не без влияния Василия Сталина, с которым Крючков был дружен). И песня из этого фильма с задорными словами: «Первым делом, первым самолеты, ну, а девушки? А девушки потом…» долгое время наряду с маршем «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» считался неофициальным гимном авиации.

Реклама

Кстати, именно на съемках этого фильма Николай Афанасьевич познакомился с 20-летней Аллой Парфаньяк, игравшей одну из главных ролей. И хотя между ними была немалая разница в возрасте (13 лет), а также брак Крючкова с Марией Пастуховой, влюбленных это не остановило. Вскоре Крючков и Пастухова (исполнительница роли Надежды Константиновны Крупской в фильме «Рассказы о Ленине») расстались, а Аллочка родила Николаю Афанасьевичу сына.

Но быть женой Крючкова для Аллы Парфаньяк оказалось непосильной ношей. Ее можно понять: Николай Афанасьевич часто встречался с друзьями, и эти встречи обычно заканчивались застольями. В 1957 году она, забрав сына, ушла от знаменитого актера, к менее известному Михаилу Ульянову. Кстати, это был очень рискованный шаг: будущий киношный «маршал Жуков» тоже не был ангелом, когда за столом начиналась выпивка. Но Михаил Александрович сумел побороть себя, у них оказалась дружная семья, вскоре родилась дочь, словом, Парфаньяк удалось сделать из него «человека».

Реклама

Через два года Крючков познакомился на съемках фильма «Домой» с Зоей Кочановской, заслуженным мастером спорта. Их взаимная симпатия закончилась официальным браком. Но счастье молодоженов оказалось очень коротким. Однажды Крючков с супругой и другом возвращались домой из поездки. Зоя попросила остановить «газик» на минутку и побежала купить губную помаду. Когда она возвращалась к машине, ее сбил невесть откуда взявшийся «студебеккер». Она скончалась на руках у мужа…

Последняя любовь Николая Крючкова

После этого Николая Афанасьевича некоторые время опекали друзья, боялись, что с ним может что-то случиться. А вернула его к жизни новая любовь — 30-летняя ассистент режиссера Лидия. Этот последний брак и оказался для Николая Афанасьевича самым счастливым. Лидии Николаевне тоже было достаточно трудно с народным артистом СССР. Достаточно сказать, что в быту он был своеобразным человеком: по словам супруги ни разу холодильник не открыл и чайник не поставил. А если жена задерживалась, то спокойно ожидал ее прихода перед телевизором. Не сделав себе даже бутерброд.

Реклама

А в остальном у них все было в полном порядке. Николай Афанасьевич души не чаял в дочке Эльвире, много снимался, накануне нового, 1981 года, ему в честь предстоящего 70-летия было присвоено звание «Герой Социалистического Труда». Помимо этого он был награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Красной Звезды.

В 1985 году Елена Михайлова сняла продолжение фильма «Парень из нашего города», рассказав о том, кем стали главные герои картины 40 лет спустя. Естественно, на центральные роли были приглашены все те же Николай Крючков и Лидия Смирнова. И хотя фильм «Верую в любовь» не повторил такого успеха, но был достаточно тепло встречен зрителями.

В конце жизни у Крючкова развилась опухоль в горле, он почти перестал говорить. Но в кинофильмах он так и остался Парнем из нашего города. Таким надежным и таким родным…

Реклама