Почему композитор Николай Римский-Корсаков превратился в «опасного революционера», а его произведения русская публика стала слушать стоя?

Реклама
Грандмастер

Утром 23 марта (6 апреля по н.с.) 1905 года великому князю Константину Константиновичу принесли свежие газеты. Среди обычных в эти дни заметок о забастовках и стычках с полицией его внимание привлекло короткое сообщение о том, что композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков больше не считает себя почетным членом Петербургского отделения Императорского русского музыкального общества. Великий князь, бывший вице-председателем общества, нервно поморщился: «В общем-то, к этому все и шло». Знал бы он, что решение композитора вызовет целую лавину, поставит под вопрос его пребывание на почетной должности, а в Петербургской консерватории даже приведет к смене директора…

Реклама

Вскоре «лавина», вызванная решением Римского-Корсакова, миновав границы империи, устремилась в Европу. От почетного членства в РМО отказались композитор и скрипач бельгиец Эжен Изаи, композитор француз Камилл Сен-Санс, композитор и скрипач венгр Йозеф Иоахим. Начались бойкоты концертов музыкального общества, в которых отказывались участвовать как российские, так и иностранные исполнители. Все попытки найти компромисс с Римским-Корсаковым успехом не увенчались. Ситуация стремительно выходила из-под контроля российского музыкального начальства.

Собственно, началось все не во второй половине марта, а значительно раньше, когда Россия была потрясена январскими событиями в Петербурге, названными «кровавым воскресеньем». Бездарность власти, приведшая к расстрелам невинных людей, до глубины души потрясла Римского-Корсакова. 3 февраля в прессе было опубликовано постановление московских композиторов и музыкантов, под которым стояла и подпись Николая Андреевича. Документ свидетельствовал, что даже аполитичные деятели искусства выходят из-под контроля властей: «Мы — не свободные художники, а такие же бесправные жертвы современных ненормальных общественно-правовых условий, как и остальные русские граждане, и выход из этих условий, по нашему убеждению, только один: Россия должна, наконец, вступить на путь коренных реформ».

Реклама

Естественно, что мэтры музыки не звали народ на баррикады, но их постановление вызвало широкий резонанс и через неделю учащиеся Петербургской консерватории приняли решение «присоединиться к постановленной московскими художниками и музыкантами резолюции, подкрепив свой протест забастовкой». Римский-Корсаков не только поддержал студенческую забастовку, но и подписался под требованием бастующих в знак протеста против расстрела 9 января 1905 года мирной демонстрации временно закрыть консерваторию.

Из стен консерватории студенческая забастовка выплеснулась на улицы, произошли стычки с полицией и казаками, появились раненые. Потрясенный ходом развития событий, Римский-Корсаков в московской газете «Русские ведомости» 17 марта опубликовал открытое письмо в поддержку студенческой забастовки, в котором заявил: «Забастовавшие ученики предоставлены распоряжению полиции, а незабастовавшие — охраняемы ею же… Возможно ли правильное течение занятий при подобных условиях? — Я нахожу его невозможным; то же находят многие другие преподающие. Действия консерваторской администрации я нахожу несовременными, антихудожественными и черствыми с нравственной стороны и считаю долгом своим выразить свой нравственный протест». Этого власть простить ему уже не могла.

Реклама

Композитора уволили из консерватории, одновременно исключив из неё 101 студента. Но на этом власть не успокоилась. В Петербурге запретили исполнять произведения опального композитора, а столичный генерал-губернатор Д. Ф. Трепов, окрестивший Римского-Корсакова «опасным революционером», распорядился учредить за ним негласный полицейский надзор.

Позиция Римского-Корсакова получила широкую поддержку, из консерватории ушли известные композиторы профессора А. К. Лядов и А. К. Глазунов, дирижер Ф. М. Блуменфельд, пианистка А. Н. Есипова, виолончелист А. В. Вержбилович. Оставили занятия и около 200 студентов, часть из которых ранее не поддерживала забастовку.

Запрет исполнения произведений Римского-Корсакова возымел обратное действие, по всей стране начались концерты и спектакли, на которых публика стоя слушала его произведения. Концерты, в которых произведения композитора не исполнялись, публикой просто бойкотировались. Поддержанный музыкальной общественностью Петербурга, Николай Андреевич, вопреки запретам властей, силами бастующих студентов поставил в столице в помещении театра Комиссаржевской оперу «Кащей Бессмертный», главной идеей которой стало освобождение от гнета деспотической власти. Глубоко символично выглядели на сцене смерть Кащея, крушение его царства, бурное просыпание природы. А возглас Буря-Богатыря «На волю! На волю! Вам буря ворота раскрыла» зрители встретили долгими аплодисментами.

Реклама

После оперы началось чествование композитора, переросшее в политический митинг. В здание театра ворвалась полиция, естественно, что второе отделение, в котором должны были звучать инструментальные произведения Римского-Корсакова, не состоялось.

Главное оружие мастера — его талант. В этот период Римский-Корсаков обрабатывает для симфонического оркестра знаменитую «Дубинушку», начинает работу над сюжетом оперы «Стенька Разин» (не была завершена) и пишет оперу «Золотой петушок», в которой безжалостно высмеивает царя.

Напуганная позицией деятелей искусств, власть вынуждена была пойти на уступки. Консерваторию вывели из подчинения РМО и предоставили ей относительную самостоятельность, в том числе возможность избирать директора. В результате голосования новым директором стал

Реклама
А. К. Глазунов, попросивший вернуться в консерваторию всех, кто её покинул в период революционных событий, включая и Н.А. Римского-Корсакова.

К сожалению, бурные события, участником которых композитору пришлось стать, подорвали его здоровье. Сказались и серьезные проблемы, связанные с отстаиванием от покушений цензуры оперы «Золотой петушок», в которой ретивые чиновники пытались изменять даже текст Пушкина. Уже после основательных цензурных правок московский генерал-губернатор запретил ставить оперу на сцене Большого театра, который готовил её к постановке.

Увидеть на сцене свое последнее произведение автору не было суждено. Николай Андреевич Римский-Корсаков скончался в ночь на 8 (21) июня 1908 года под Петербургом в усадьбе Любенск. Прошло более ста лет, но интерес к творчеству композитора не иссякает, его произведения исполняются на лучших оперных и концертных сценах мира, неизменно собирая полные залы. А Петербургская консерватория, из которой Римского-Корсакова когда-то увольняли, теперь носит его имя.

Реклама