Правда, сценой была лестничная площадка, а зрителями — соседи по подъезду, но спектакль был почти настоящий, во всяком случае, «актеры» его таковым воспринимали. Дети ставили «Чапаева», и девочка играла Петьку. Это не случайно, она с детства привыкла проводить время с мальчишками, перенимая некоторые их привычки и особенности поведения. С этих времен она сохранила независимость суждений и умение постоять за себя.
А потом была война, которую семья Быстрицких встретила в небольшом городке Нежин на Черниговщине. Вскоре город оказался в прифронтовой полосе. Все надеялись, что еще несколько дней, и врага погонят на запад. Но у войны свои законы, которые Элина познала сполна. Без скидок на возраст она помогала матери в госпитале, ухаживала за ранеными — фактически, девочка в полном объеме выполняла обязанности санитарки во фронтовом эвакогоспитале. Затем был нелегкий путь с отступающими войсками под бомбежками и обстрелами. В таких условиях дети взрослеют рано.
Когда оказались в Астрахани, Элина сразу же пошла на курсы медсестер. При поступлении пришлось выдержать настоящий «бой», и приемная комиссия сделала исключение для девчушки, за плечами которой уже был нелегкий труд санитаркой во фронтовом госпитале. После окончания учебы сперва работала санитаркой (медсестрой не могли назначить из-за возраста), затем лаборанткой в клинической лаборатории.
В конце 1944 года Быстрицкие вернулись в освобожденный Нежин, где Элина поступила в медицинский техникум. Вскоре девушка поняла, что медицина — не её судьба. В годы учебы Элина стала заниматься в драмкружке и поступила в балетный класс музыкальной школы. В это время состоялся её настоящий дебют на сцене. В спектакле «Маруся Богуславка» она танцевала одалиску из гарема султана. Техникум окончила с красным дипломом акушера-гинеколога. Даже приняла в период практики 15 родов.
После техникума Элина решила поступать в Киевский театральный и даже подала документы в приемную комиссию, но по настоянию отца документы забрала и пошла в Нежинский пединститут на филологический факультет. Параллельно продолжила занятия в музыкальной школе и создала свой танцевальный кружок. Видимо, уже тогда Быстрицкая была неплохим педагогом. Её танцоры победили на местном конкурсе, и Элину наградили путевкой в дом отдыха работников искусств. Именно там, общаясь с настоящими артистами, она и приняла окончательное решение, круто изменившее её судьбу.
Бросив пединститут, девушка вновь поехала в Киев и, не без проблем, но поступила в Киевский театральный институт. А до начала занятий успела поработать в цирке ассистенткой в аттракционе иллюзиониста Кио, снялась в маленькой, практически массовочной роли в фильме «Тарас Шевченко», даже в оперном театре успела «засветиться», изображая рабыню в «Аиде».
Училась Элина старательно, но во внеучебной институтской жизни у неё не раз возникали серьезные проблемы. За пощечину, отвешенную за хулиганский поступок студенту младшего курса, её даже из комсомола исключали. Но в райкоме на требование сдать комсомольский билет она заявила:
«Вы можете издалека посмотреть на него, я его получала на фронте и вам не отдам».
Реклама
А происходило все это незадолго до выпуска, естественно, что о хорошем распределении пришлось забыть.
Казалось, судьба проверяет Быстрицкую на прочность. Сам
Поворотными в истории актрисы стали гастроли театра в Ленинграде. Сразу два режиссера «Ленфильма» пригласили Элину сниматься. Она выбрала роль врача в «Неоконченной повести» Ф. Эрмлера. Фильм вышел на экраны в 1955 году, вызвав восторженные отклики зрителей. Газета «Советская культура», проведя опрос читателей, назвала Быстрицкую лучшей
Еще во время съемок «Тараса Шевченко» между ними возник конфликт, который и на этих съемках получил бурное развитие. Не берусь пересказывать сплетни, но народная мудрость в подобных случаях виновным всегда объявляет мужчину, тем более что Бондарчук был значительно опытнее как актер и мог бы помочь начинающей киноактрисе, а не доводить девушку до слез. Элина даже пыталась отказаться от съемок, но Эрмлер уговорил, пообещав, что её крупные планы будет снимать без присутствия партнера.
Как бы то ни было, но фильм удался, прошло полвека, а его 2−3 раза в год показывают по телевидению. Конечно, воспринимается он уже не так, как в середине 50-х годов. Тогда же Быстрицкую за эту роль включили в делегацию кинематографистов, отправляющуюся в Париж на первую Неделю советского фильма. Согласитесь, кинодебют получился более чем удачным.
Затем был знаменитый «Тихий Дон» Сергея Герасимова. Быстрицкая на пробы напросилась сама, а выбрал её среди многих претенденток лично Шолохов. Элине предстояло не просто сыграть сложную характерную роль, а буквально вжиться в неё, стать настоящей казачкой. И это ей удалось. Впоследствии она вспоминала:
«Я плясала с казаками, пела с ними и, в конце концов, вписалась в их круг, как вписываются в пейзаж».
Успех фильма был грандиозным, только за первый год проката его посмотрели 47 миллионов зрителей. Он по праву стал лучшим фильмом года, а затем с успехом представлял советский кинематограф на различных кинофестивалях, получив массу призов. Если предыдущий фильм сделал Быстрицкую известной, то после этого она стала подлинно знаменитой.
Казалось, её киношная судьба обеспечена на долгие годы. Но она сыграла еще в нескольких фильмах, включая культовый «Добровольцы» (лично я этот фильм все-то смотрю с удовольствием), а затем на 27 лет пропала с киноэкранов. Для этого были разные причины, но актриса не очень-то любит рассуждать на эту тему.
После «Тихого Дона» Быстрицкую приняли в Малый театр, сначала по договору, а в марте 1959 года зачислили в штат. Так что к 2018-му у известной актрисы уже почти 60-летие официальной службы в Малом — дата не из малых, простите за каламбур. И первой её ролью на прославленной сцене стала леди Уиндермиер в спектакле Уайльда «Веер леди Уиндермиер». Из казачек, да сразу в леди. И ведь справилась прекрасно, не зря же за два последующих сезона ей в театре доверили сыграть сразу шесть ролей. И это в Малом, где прекрасных актрис всегда хватало.
О своей службе в Малом она впоследствии написала:
«Все у меня было в Малом — яркие взлеты, затяжное молчание, радость успеха и отчаяние… все, как в жизни…»
Реклама
А в жизни — прекрасно сыгранные роли в театре и в кино, звание Народной артистки СССР и еще трех советских республик, престижные награды и призы, членство в многочисленных театральных, научных, благотворительных и общественных организациях. Но главное — искренняя любовь зрителей и учеников, которым профессор Элина Авраамовна Быстрицкая уже многие годы помогает найти свой путь в мире театрального искусства.
Время не властно над прекрасной актрисой. Уже выросло не одно поколение зрителей, которые ходят в Малый «на Быстрицкую». А любовь и признательность зрителей — это и есть высшая награда для актрисы.