…Мы курс проложим к новым берегам,
на карту жизнь поставив, как копейку,
и золото найдем на зло врагам
под черным флагом адмирала Дрейка!..
Обследовав Огненную Землю, Дрейк обнаружил, что это не часть южного материка, а группа островов (пролив меж Антарктидой и архипелагом позже нарекли его именем); составил карты островов и объявил их собственностью британской короны. После этого в одиночку он ограбил полтора десятка городов на тихоокеанском побережье, потопил и захватил несколько галеонов с ценными грузами, полностью парализовав движение торговых кораблей. Затем поднялся на север, обследовал район нынешнего Сан-Франциско, также объявив обнаруженные земли британскими… Обозлённые испанцы поджидали возвращения удачливого пирата у Магелланова пролива, но адмирал решил отправиться от греха подальше к берегам Индии, а после, обогнув мыс Доброй Надежды и созерцая знакомые с детства берега Африки, к 26 сентября 1580 года вернулся в родной Плимут.
…Нас видел берег Огненной Земли,
нас видели Кейптаун и Ямайка;
и, как вы ни старались, не смогли
догнать фрегат наш — быстрый, словно чайка!..
Вот так, уходя от преследования, Дрейк совершил кругосветное путешествие, второе после Магеллана по датам, но первое по сути: Магеллан умер во время экспедиции, на родину вернулась лишь небольшая часть его экипажа.
Королева Елизавета, заслышав о благополучном возвращении пирата-фаворита, лично явилась на «Золотую Лань», на палубе которой и произвела адмирала Френсиса Дрейка в рыцари.
Тем временем испанский монарх Филипп Второй, устав от бесконечных грабежей со стороны английских каперов, начал готовиться к войне. К 1587 году он собрал более двухсот кораблей, назвав флотилию «Непобедимой армадой». По данным разведки, в Кадисе только что были спущены со стапелей ещё 80 новёхоньких галеонов. Дрейк, командуя эскадрой из тринадцати небольших кораблей, 19 апреля совершил налет на Кадис. Из шестидесяти кораблей, стоявших на рейде, он уничтожил половину, а часть оставшихся, в том числе и новый громадный галеон водоизмещением 1200 тонн, увёл с собой, не потеряв при этом ни одного корабля. На обратном пути эскадра сэра Френсиса перехватила галеон «Сан Фелипе», везущий в Испанию груз золота.
Налёт Дрейка на Кадис, отодвинувший начало войны минимум на год, заставил Филиппа Второго влезть в огромные долги, обратившись ко многим банкирам Европы, но всё же 19 июля 1588 года восстановленная «Армада» вползла в Ла-Манш, медленно прошла к проливу Па-де-Кале, где и встала на якоря в ожидании многочисленной армии герцога Пармы, дабы десантировать её на английское побережье. Адмирал, как всегда, решил ударить первым: в ночь на 8 августа эскадра Дрейка из 54 кораблей атаковала «Армаду»! Шесть брандеров (пустых кораблей, напичканных порохом и прочей горючей дрянью) были отправлены к испанскому флоту и подожжены выстрелами. Испанцы в панике пытались лавировать в темноте, уворачиваясь от брандеров и друг от друга, а канониры кораблей Френсиса Дрейка прицельно всаживали ядра под ватерлинию хорошо освещённым галеонам и галерам. К утру от «Непобедимой армады» остались лишь воспоминания…
…Кто пал в бою, а кто-то утонул,
а кто-то просто вздернут был на ноке.
Бедняга Джимми накормил акул,
а другу Сэму оторвало ноги.
Но ты пока что цел и невредим,
за пазуху фортуна тебя прячет,
и ты считаешь, что непобедим
ты — рыцарь Дрейка, джентльмен удачи!..
Вице-адмирал английского флота сэр Френсис Дрейк был назначен лордом-мэром Плимута. Но ни титулы, ни огромное личное состояние, ни семья не превратили морского дракона в селезня: он вновь отправился в море каперствовать! К сожалению, последний поход не был удачным: испанцы оказывались предупреждены о приближении «дракона» и готовы к отпору, англичане теряли людей не только в сражениях, но и от болезней, сам адмирал тоже подхватил тропическую лихорадку. 28 января 1596 года он умер у берегов Панамы, близ городка Портовельо. Знаменитого на весь мир моряка похоронили, как и положено, в море в свинцовом гробу, и точного места подводной каюты адмирала не знает никто; остатки экипажа под командованием Томаса Баскервиля вернулись на родину.
…Фрегат, расправив крылья-паруса,
тех, кто остался жив, вернет обратно.
Но правде посмотри, пират, в глаза
и ощути, насколько жизнь превратна:
ты стал богат, но сильно постарел,
не дождалась тебя красотка Мери;
и в одиночку чахнуть — твой удел,
ведь главный в жизни приз — увы — потерян!
Вольный ветер за кормой, ты вернулся домой —
и уже все равно, сколько футов под килем!
Но ни кола и ни двора, и лишь кабак до утра —
вот и всё, что осталось ныне,
вот и всё…
Всё? Пожалуй, стоит добавить, что своими победами Дрейк не просто раздраконил флот Испании и её же золотовалютный фонд, он повернули ход истории: закончилась эпоха испанского господства в мировом океане, наступила пора господства английской короны. Как знать, если бы не адмирал сэр Френсис — может, нынешние Штаты и Австралия говорили бы по-испански, а Ватикан до сих пор оставался бы самой мощной силой мира?.. Вот теперь — всё!