Какие «камешки-мысли» Владимир Солоухин подарил людям?

Реклама
Грандмастер
Писательский труд:
— Ты сегодня с утра сидел за столом. Много ли успел написать?
— Сегодня я всего-навсего зачеркнул то, что было написано вчера.
«Камешки на ладони», В. Солоухин. 1977 г.

Жанр литературного произведения «Камешки на ладони» определить сложно. Это разные мысли Владимира Солоухина, возникшие не за писательским столом, а по ходу жизни. Затем он переписывал их в тетрадь. Порой какой-то «камешек-мысль» автор включал в свою книгу. Некоторые из его записей можно найти в романах, повестях, статьях: «Письма из Русского музея», «Мать-мачеха», «Слово живое и мертвое», «Славянская тетрадь»…

Друзья иногда говорили писателю, что не стоит все «камешки» собирать в одной книге, мол, самому пригодятся. На что Солоухин отвечал:

Ну и пусть! Насобираю еще. Пусть перебирает их читатель.

Автор считал, что если из всей груды камешков кто-то возьмет «хоть с пяток для себя, то и ладно». Прежде чем мы с вами высыплем на ладонь россыпь этих «камней», я хочу вас познакомить с историей писателя Солоухина.

Из биографии

Владимир Солоухин родился 14 июня (официально) 1924 года в селе Алепино Владимирской области. Когда Владимир подрос, его старшая сестра Катюша сказала брату: «Ты, Володя, родился на Духов день. Я помню, как папа повез тарантас за акушеркой. А это было 16 июня».

Реклама

Поскольку День Святого Духа (второй день Троицы) отмечается в мае-июне, на 50-й день после Пасхи, то и день рождения у Солоухина всегда менялся. Как сам писатель вспоминал, что по этому поводу он никогда не сетовал.

Солоухин был десятым, последним ребенком в крестьянской семье Алексея Алексеевича и Степаниды Ивановны Солоухиных. Еще в школе Володя писал стихи. К началу Второй мировой войны окончил механический техникум. Считал, что уцелел, потому что с 1942 по 1946 годы служил в полку специального назначения, который ныне называется Кремлевским. Ну, а после войны он, не раздумывая, поступил в Литературный институт.

Реклама

Много ездил на стране, почти все его произведения автобиографичны. Главная тема автора — деревня, ее люди. Солоухин — автор 25 прозаических произведений, 12 поэтических сборников. Владимир Алексеевич награжден орденами «Трудового Красного Знамени», «Дружбы народов», «Знак Почета», общественными премиями.

Солоухин умер 4 апреля 1997 года в Москве. Отпевали писателя в недостроенном Храме Христа Спасителя. Интересно, что Солоухин был одним из организаторов Комитета по его восстановлению. Писатель похоронен у себя на родине, в селе Алепино.

«Камешки на ладони». О мастерстве писателя

В этой небольшой книжке в 270 страниц собраны афоризмы автора, размышления о литературе, творчестве, фрагменты бесед с разными людьми.

Реклама

Так, Солоухин писал:

Возьмите прозу Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Чехова — она чиста, строга, хрустальна, изящна. Притом, что никто из них не чурался разговорного словечка, диалекта, архаизма… Такое слово, употребленное с толком, всегда украсит книжную речь писателя.

Автор этой замечательной книги отмечал, что в начале творческого пути у поэта получаются хорошие, достойные удивления, стихи. С годами, когда есть опыт, мастерство, знание профессиональных секретов, подчас трудно достичь прежней высоты, «которая в юности далась ему как бы случайно».

«Каждое слово может звенеть, будучи поставленным на свое место».

Впрочем, как замечает автор, мы используем слова одни и те же, но в одном случае получается медь, в другом — бронза, в третьем — фарфор. А иногда и клеклая глина.

Реклама

Одна строка светится изнутри, другая тускла и грязна.

Однажды один искусствовед сказал фразу, которая запомнилась Солоухину:

Понимаете, у нас есть все, чтобы топить печь. Нет одного — тяги.

Автор «камешков» считал, что этот образ отражает работу писателя.

Эпитеты Владимир Солоухин называл «одеждой слов». Он говорил, что они лишают слова их первозданного звучания. Как-то писатель заметил, что серьезный комплимент для художника, когда его называют исследователем. Поделюсь с вами еще одним «камешком» автора книги:

Читая некоторые книги, я как на оселке правлю свой язык.

О творчестве…

Было время, вспоминал Солоухин, когда в печати активно обсуждали тему: «Писатель не имеет права ошибаться». Какая нелепость, писал он, разве можно запретить людям падать, плакать или смеяться?

Реклама

А вот еще мысль автора. Любой большой писатель должен оставить после себя «живого человека». Ведь живут на земле Дон-Кихот, Спартак, Фауст, Гамлет, госпожа Бовари. Список можно продолжить русскими героями — Обломов, Чичиков, Татьяна Ларина, Онегин, Анна Каренина… Мы знаем Чапаева, Теркина. Григория Мелехова… К сожалению, потом приходится смотреть в потолок. Вспоминаешь с трудом.

А. Твардовский как-то сказал об одном поэте:

Бедняга, всю жизнь тащит лодку посуху.

Есть фраза, кем-то сказанная:

Опытность в искусстве может предупреждать ошибки и предохранять от создания шедевров.

Солоухин был уверен, что писать надо по методу «матрешки». Каждая следующая мысль должна быть значительней предыдущей.

Реклама

Как-то Солоухин сидел у друзей и слушал игру известного композитора на фортепьяно. Были аплодисменты. И вдруг одна из слушательниц спросила: «А не могли бы вы объяснить то, что хотели сказать этим произведением?» «Охотно», — ответил композитор, сел к инструменту и проиграл все с самого начала.

О жизни…

У человека есть определенный цикл жизни: детство, юность, первая любовь, семья, дети, старость… А вот у птиц все не так. Каждая весна дарит им выбор подруги, любовь, потом появление птенцов. И так каждую новую весну.

Реклама

Еще «камешек». Солоухин считал, что нам не хочется умирать из-за того, что мы не хотим лишиться того, что уже знаем, видели: солнца, дождя, травы, музыки… О неизведанных радостях мы не думаем.

Крылатое выражение «Руку отдам на отсечение» держится веками. Вероятно, тот, кто сказал ее, готов был отдать руку на отсечение, а может, и отдал.

В армии, — писал Солоухин, — нас учили спускаться с горы на лыжах. Первый урок санинструктор посвящал нас в то, как надо правильно падать.

Что такое несчастье, знает всякий. А вот счастье? Счастье — это отсутствие несчастья. Хоть это и звучит банально, но есть еще понятие о счастье человека — в принесении радости другим людям.

Сколько людей на свете, столько и представлений о счастье. В русской пословице говорится: «У каждого по горю, да не поровну. У одних похлебка жидка, у других — жемчуг мелок».

Реклама

Размышления о разном…

Эпитафия на могиле Суворова: «Здесь лежит Суворов».

Ландшафт — это не просто лицо Земли, писал Солоухин, но и лицо страны, общества. Еще одна мысль автора:

Что может быть проще кирпича? Но вот мы видим собор Василия Блаженного, собор Парижской богоматери, дворец, амбар… Все сооружения то струятся ввысь, то нависают глыбами, то висят в воздухе… И все это собрано из маленьких одинаковых кирпичей.

Есть торжественное слово «потомки». Неужели оно всего-навсего от слова «потом»?

А закончить это повествование мне хочется такими словами Солоухина:

Сеять разумное, доброе, вечное, конечно, нужно. Однако хорошо при этом, чтобы семена были протравлены. Иначе с семенами можно привнести в души людей грибок цинизма, скепсиса, которые могут прорасти и заглушить добрые всходы.

Разумеется, каждый «камешек», облюбованный Владимиром Солоухиным, ему дорог. Но мы «перебрали» лишь некоторые из них. Тот, кого они заинтересовали, сам найдет в библиотеке эту славную книгу и прочтет ее…

Реклама