Конечно, я слышал о фон Брауне еще в школе. Но с местами его «боевой славы» пришлось соприкоснуться гораздо позже, весной прошлого, 2008 года. Мне нужно было поработать в небольшом городке Гусев, что находится гораздо ближе и к польской, и к литовской границам, чем к моему Калининграду. До войны он назывался Гумбиннен и являлся одним из центров многочисленных восточнопрусских провинций.
Гимназия, напоминающая замок
В тот день в здании нынешнего сельскохозяйственного техникума (а при немцах — городской гимназии) должны были открывать отреставрированную старинную фреску, между прочим, одну из самых крупных в Европе. Ее в 1912 году в актовом зале гимназии «Фридрихшуле» создал профессор Кёнигсбергской академии художеств Отто Хайкерт. Ее «объемы» впечатляют: высота под потолок — 8 метров, ширина — 16 метров. После передачи части Восточной Пруссии в состав СССР фреска была заштукатурена и побелена, а стену украшал приличных размеров портрет вождя мирового пролетариата.
— «Фридрихшуле» — это особая страница в истории Восточной Пруссии, — рассказал нынешний директор сельскохозяйственного техникума. — В этой частной гимназии учились «сливки» восточнопрусского общества, в том числе и изобретатель ракет Фау-1 и Фау-2 фон Браун. Согласитесь, создавать фреску подобных размеров абы где не станут…
В том, что это была очень дорогая школа, я убедился уже внутри здания. Оно, без всяких преувеличений, больше напоминало средневековый замок: толстые стены — если не ошибаюсь, в два с половиной кирпича, высокие, украшенные богатым орнаментом потолки, просторные коридоры, словом, «здесь прусский дух, здесь Пруссью пахнет…»
Отпрыск влиятельного отцаРеклама
Но как в такое заведение мог попасть фон Браун? Тогда я еще не знал, что его отец — барон Магнус фон Браун несколько лет возглавлял правительство Восточной Пруссии, был заместителем рейхсканцлера, директором Рейхсбанка. Впрочем, отцу было некогда заниматься воспитанием сына — все заботы легли на плечи его супруги Эмми, урожденной фон Квисторн. Благодаря стараниям баронессы Вернер и оказался во «Фридрихшуле». Впрочем, ненадолго. Барон к тому времени перебрался в Берлин, а вскоре перевез туда и семью.
Мама Эмми отдала сына во французскую гимназию, явно желая, чтобы мальчишка стал разноязыким, и тут оказалось, что после элитной школы Вернер никак не может адаптироваться. Уже в десятилетнем возрасте он устраивает демарш: отказывается отвечать на уроках физики и математики. Эмми узнает об этом слишком поздно — уже тогда, когда Вернера решили оставить на второй год. Баронесса бросается за помощью к мужу, но Магнус проявил истинно прусское хладнокровие: «Пусть сидит в этом классе хоть пять лет! Он и сам скоро поймет, как это неприятно…»
Первая ракета — ящик из-под апельсинов
Надо ли говорить, что больше задержек в развитии у будущего гения не было? Зато в голову ему порой приходили такие идеи, что учителя просто за головы хватались! Однажды юный создатель взял ящик от фруктов, приделал к нему колесики, перевязал несколькими фейерверками и запустил! Ящик летел быстрее поросячьего визга! А сколько перепуганных дам грохнулись в обморок из-за такого необычного явления?!
Словом, пришлось барону и власть употребить, Вернер был отправлен в закрытую школу под Веймаром, где порядки были не хуже, чем в армейской казарме «Кронпринц» в Кёнигсберге. И только там, где вместо доброй мамы оказались строгие наставники, парень взялся за ум. Но и мама его не забывала, на очередной день рождения подарила книгу «Дороги к космическому путешествию». Это оказалось поворотной точкой — Вернер «заразился» мечтой о космических полетах навсегда…
Этот интерес подогревал в нем и автор книги герр Оберт, с которым юноша встретился на киностудии, где работал после окончания школы. Писателя пригласили на съемочную площадку для консультаций, когда решили экранизировать книгу. Кстати, Оберт был скорее ученым, чем писателем, именно он создал один из первых в Германии жидкостный ракетный двигатель, а конусная форсунка вообще носила его имя.
Утки разлетелись…
А Вернер фон Браун в это время «грыз гранит науки» сначала в Берлинском университете, потом три семестра провел в Цюрихе, и, наконец, вернулся в Берлин, в родную «альма матер». Молодому ученому не побоялись доверить проведение экспериментов. К 1935 году его группа включала уже 80 человек. Правда, не всегда опыты были безопасными, а потому Магнус фон Браун предложил сыну устроить полигон для испытания ракет в устье реки Пеене вблизи рыбацкой деревеньки Пеенемюнде на острове Узедом в Балтийском море, где еще его дед охотился на уток.
Выбор места оказался весьма удачным. Денег на эксперименты не жалели — для Люфтваффе в середине 30-х годов был настоящий «золотой век». Требовался только результат. И он был. А для того, чтобы Вернер фон Браун не испытывал недостатка в рабочей силе, на острове даже развернули концентрационный лагерь. Сбежать отсюда было совершенно нереальным делом…
Шкура неубитого медведя по Генриху Гиммлеру
Работа продвигалась быстро. Спустя 2,5 года после того, как ракетный полигон был создан, фон Браун произвел запуск первой в мире баллистической ракеты, которую назвал (V-2). Это произошло 3 октября 1942 года. Ракета могла нести одну тонну полезной нагрузки на расстояние до 300 км. Еще чуть больше полугода ушло на «доработку». И когда в середине 1943 года положение на Восточном фронте для гитлеровцев резко ухудшилось, фюреру, наконец, доложили, что в Германии появилось «оружие возмездия», способное перевернуть ход войны.
Гитлер вызвал руководителей программы по ракетостроению в ставку и был поражен широтой взглядов Вернера фон Брауна, а также теми перспективами, которые молодой ученый развернул перед фюрером. Перед ракетостроением была открыта зеленая улица…
Правда, была одна небольшая закавыка. Результат требовали немедленный. А тут еще усилился интерес к этому спасительному направлению со стороны Генриха Гиммлера. Эсесовский вождь прямо предложил Вернеру фон Брауну шире рекламировать то, что большинство молодых ученых вступили в ряды SS еще в 30-е годы. В случае успеха в ракетостроении у немцев не должно остаться сомнения — Германию спас Генрих Гиммлер!
Но фон Браун вздумал отказать могущественному шефу гестапо. А когда во время личной встречи Гиммлер приказал ему любой ценой с помощью своих ракет разбомбить Англию, Вернер не побоялся бросить в лицо рейхсфюреру: «Провальный план, как правило, кончается катастрофой из-за того, что его авторы исповедуют теорию: если свести вместе девять беременных женщин, ребенок родится через месяц». Этого рейхсфюрер вынести не мог: фон Брауну тут же показали, «кто в доме хозяин»: его и практически всех ракетчиков арестовали и бросили в тюрьму, предъявив обвинения в том, что они все хотят якобы перелететь на «Мессершмиттах» в Англию!
Русским сдаваться не решились…
И все-таки министру вооружений и военной промышленности Третьего рейха Альберту Шпееру удалось добиться освобождения группы фон Брауна из застенков гестапо. Но он же и посоветовал Вернеру «как можно быстрее добиться результата». А вскоре, 8 сентября 1944 года, первая баллистическая ракета Фау-2 полетела на Лондон. Всего было изготовлено 4300 ракет, из них 2900 запущено. 1300 — на Лондон и 1600 — на Антверпен. Но из-за того, что не было времени их «дотянуть», ракеты не принесли того эффекта, который от них ожидался.
Тут уж заступничество Шпеера вряд ли бы помогло. Среди ракетчиков пошел слух, что Гиммлер подписал тайный приказ — уничтожить всех, кто имеет отношение к созданию Фау-1 и Фау-2, чтобы технологии и лучшие умы не достались врагам. Ведь советские войска неумолимо подступали. Их Вернер фон Браун боялся не меньше, чем Гиммлера. Пришлось бежать и сдаваться в плен американцам…
Летом 1945 года группа фон Брауна с ракетами, деталями к ним и документацией была переправлена в Форт Блисс (штат Техас), недалеко от полигона Уайт Сэндз (штат Нью Мексико) для испытаний ракет. Там и была заложена основа ракетной программы США.
Вернер фон Браун стал одним из руководителей лунных экспедиций по программе «Аполлон», разрабатывал семейство самых мощных в мире ракет-носителей «Сатурн», являлся активным участником американской космической программы. Но это как говорится, уже другая история…
Остается добавить, что Вернер фон Браун скончался 19 июня 1977 года в военном госпитале в штате Вирджиния.