Игорь Владимиров: легко ли руководить театром почти 40 лет без перерыва?

Реклама
Грандмастер

21 марта 1999 года, 10 лет назад, не стало Игоря Петровича Владимирова. Талантливого актера и режиссера, который во время хрущевской оттепели сумел, по сути, видоизменить лицо целого театра Ленсовета переживавшего к началу 1960 года настоящий творческий кризис после ухода из него Николая Акимова.

Игорь Агронович (так звучала первоначальная фамилия будущего актера и режиссера), родился в первый день 1919 года. По одним источникам — в Петрограде, по другим — в Екатеринославе (ныне — Днепропетровск). Впрочем, точных данных, свидетельствующих о том, когда Игорь перебрался в Ленинград, нигде нет. Известно лишь одно — перед войной 18-летний юноша поступил учиться в Ленинградский кораблестроительный институт, активно участвовал в институтской художественной самодеятельности.

Реклама

На войну ушел добровольцем

Как только гитлеровцы вероломно напали на Советский Союз, 22-летний Игорь пришел в военкомат. Но ему отказали: врага есть кому разбить, а тебе нужно учиться, институт заканчивать. Неудачей закончился и второй, и третий поход к военкому. И тогда будущий инженер принял единственно правильное решение — записался добровольцем, и вместе с народным ополчением ушел рыть окопы, чтобы окружить город на Неве неприступным валом.

В отличие от действующей армии, народные ополченцы были практически необучены, плохо вооружены, вследствие чего потери в их рядах были более значительны. Но несмотря на это они не уступали красноармейцам в героизме, стремлении к самопожертвованию, закрыв не один участок обороны. Игорю повезло в том, что он не пропал в этой мясорубке, остался жив. А в 1943 году его как-то вызвал командир и сказал: «Все, парень, отвоевался. Теперь мы и сами справимся, тебе нужно заканчивать институт, специалисты после войны очень нужны будут…»

Реклама

Так Владимиров снова оказался в Ленинграде. Месяц-другой практически не знал ни сна, ни отдыха, восстанавливал знания, и в том же 1943 году, окончив вуз, стал инженером. Первое его назначение — центральное конструкторское бюро в городе Горьком (ныне — Нижний Новгород). Но уже через несколько месяцев молодого специалиста снова вызвали в Ленинград, предложили трудиться в «Рыбсудпроекте».

Его учила дочь Мейерхольда…

Работа была интересна Игорю. Но его неукротимо влек к себе театр. Экзамены на актерский факультет Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского он сдал без проблем и был зачислен в класс замечательных преподавателей Ирины Всеволодовны Мейерхольд и Василия Васильевича Меркурьева. Эта супружеская пара воспитала немало талантливых актеров, и многое дала студенту Владимирову. Во всяком случае, его игру в дипломной работе отметили практически все режиссеры ленинградских театров, и по выпуску, в 1948 году, у него не было недостатка в предложениях.

Реклама

Он выбрал Ленинградский театра им. Ленинского комсомола, где ему сразу же начали поручать роли героев. В этом качестве и оценил его, пришедший в театр режиссером Георгий Товстоногов. Ему нравился этот упорный парень, который в каждую роль пытался привнести что-то свое, хотя с этой точки зрения он был для режиссера не очень удобным актером. Времени на репетициях на него уходило много, а результат был не всегда предсказуем. Но уже то, что актер мог импровизировать, насыщая образ новыми оттенками, выдавало в нем будущего режиссера.

Когда перед Товстоноговым «замаячил» выбор: оставаться ли в Ленкоме или уйти в БДТ, он, естественно, начал подумывать над тем, кого можно оставить за себя. Конечно, в том, что в театр пришлют маститого режиссера, он не сомневался, но дух Ленкома мог сохранить только тот, кто в «этой кастрюльке варился». Товстоногов начал все чаще привлекать к выполнению роли помощника режиссера именно Владимирова. И не ошибся — уже в 1956 году Игорь Петрович поставил на сцене свой первый самостоятельный спектакль.

Реклама

Достойный ученик Георгия Товстоногова

Как и предполагал Товстоногов, в театр прислали опытного режиссера Николая Акимова. А потому Георгий Александрович с удовольствием забрал с собою в БДТ и Игоря Владимирова, который в течение долгих пяти лет был его помощником и режиссером-стажером. И не «отбывал номер», а ставил интереснейшие спектакли. В Театре Музыкальной комедии — оперетту Минка «Крылатый почтальон», в Театре им. Ленинского Комсомола — «Чудесный сплав» Киршона и «Маленькую студентку» Погодина, а в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской — «Время любить» Ласкина и «Случайные встречи» Назарова.

С каждой новой постановкой Игорь Петрович раскрывался, как человек, который умеет даже в «академичные» спектакли внести своеобразную легкость, задор, что, безусловно, подкупало зрителей. А зрительский интерес и подтолкнул театральное руководство к решению «вернуть» Владимирова в Ленком, только уже в качестве режиссера.

Реклама

Игорь + Алиса =?

Примерно в это же время на ленинградском театральном небосклоне начала всходить другая «звездочка» — молодая актриса Алиса Бруновна Фрейндлих. Можно ли говорить, что молодые люди встретились случайно? Лишь отчасти: рано или поздно их судьбы должны были пересечься, чтобы слиться в одну. Красавец-мужчина, обаятельный и безумно талантливый — какая женщина мимо него сможет пройти равнодушно?

С другой стороны Игорь Владимиров готов был на все ради своей очаровательной женушки. Он выискивал пьесы, в которых она могла раскрыть все свое дарование, и каждый раз находил что-то новенькое. В Ленкоме долгие годы царил культ Фрейндлих, но зато каждый спектакль с ее участием практически автоматически обеспечивал аншлаг.

Реклама

Было неверным думать, что режиссер служил только своей богине. Он старался подбирать ей такое же талантливое окружение на сцене, никогда не опасаясь доверять молодым. И они, окрыленные доверием режиссера, очень быстро «вставали на крыло», практически транзитом отправляясь на съемочные площадки кино. Достаточно сказать, что под руководством Владимира играли такие выдающиеся актеры кино, как Георгий Жженов, Алексей Петренко, Елена Соловей, Михаил Боярский, Семен Стругачев.

Но главное даже не в этом. Игорю Владимировичу удалось создать довольно симпатичное лицо театра, куда стремились попасть ничуть не меньше, чем, скажем, в Эрмитаж. Потому что каждый спектакль, поставленный режиссером, было не просто произведение искусства, а, как минимум, эмоциональный взрыв, эквивалентный тунгусскому метеориту. Сражал наповал!

Реклама

Любовь к старлеткам?

Конечно, и солнце не без пятен! Игорь Владимирович очень любил преподавательскую работу, боготворил молоденьких студенток, возможно, иногда допускал с ними лишнего. Его семейная жизнь с Алисой Фрейндлих не заладилась, и даже рождение дочери не остановило родителей, которые, в конце концов, развелись. Да, порой Игоря Петровича прямо в глаза упрекали в том, что его последняя жена Инесса моложе мужа на 44 года! Но давайте положим руку на сердце и спросим себя: а много ли у нас настоящих мужчин в возрасте далеко за 60, которые пользуются большим успехом у молоденьких девочек?

Для этого нужно, как минимум, стать известнейшим режиссером! И уметь преподносить себе и окружающим сюрпризы. Как, например, тот, который потряс и актеров, и театральную публику, когда в 1976 году Игорь Петрович вышел на сцену родного театра в качестве актера после 20-летнего перерыва! А вы смогли бы?!

Реклама

Актер — будь человеком!

Сегодня, когда многие едва блеснувшие «звездочки» пашут, снимая по пять-шесть серий очередной «мыльной оперы» за день на территориях бывших заводов, мне хочется вспомнить слова Игоря Владимирова об актерах и их роли в театральной жизни.

«Я убежден, что актер есть высшая и конечная инстанция театрального искусства, потому что именно он соприкасается со зрителем. Наше дело — создавать для актера условия, и если он — первый человек в театре, то и требования к нему надо предъявлять как к первому. И, может быть, то, что происходит с артистом, куда важнее, чем-то, что происходит с режиссером? Артист всегда на виду. Если я, режиссер, чего-то не доделаю сегодня на репетиции, я доделаю это завтра. А если актер что-то не сыграл сегодня на спектакле, то это так и останется несыгранным для сегодняшних зрителей…»

Реклама