Когда в 92 года она приехала из Лондона в Москву на вручение премии «Душа танца», балерина, забыв о возрасте, быстро вышла на сцену и станцевала канкан. Всем стало ясно, что Суламифь, которая была окружена легендами не меньше, чем знаменитые родственники — брат Асаф Мессерер и племянница Майя Плисецкая, — с годами не утратила своей строптивости, резвости и остроумия.
Суламифь Михайловне удалось в считанные минуты вернуть всех присутствующих в 30−40-е годы прошлого века, когда самые известные солистки балета Большого театра соперничали в жизни и на сцене, завоевывая звания, роли и внимание сильных мира сего…
Суламифь (ее все называли Мита) родилась 27 августа 1908 года в московской многодетной семье зубного врача Михаила Борисовича и домохозяйки Симы Моисеевны Мессерер. В семье было 10 детей. В своей биографии известная балерина писала, что мать была душой семьи, а отец — её главой.
Михаил Борисович был очень разносторонним человеком. Он увлекался театром, много читал, знал 7 европейских языков, причем английский язык изучил в возрасте 68 лет. Неслучайно 5 детей из семьи Мессерер посвятили себя искусству. Азарий (псевдоним — Азарин) стал актером МХАТа, Елизавета работала в театре под руководством Юрия Завадского, Рахиль, мать Майи Плисецкой, пробовала свои силы в кино, Асаф и Суламифь увлеклись балетом.
В балетную студию Суламифь пришла вслед за старшим братом Асафом. Ей было тогда 12 лет. Когда зимой, в холодной комнате члены приемной комиссии попросили Суламифь «показать ножки», девочка сняла шубку и горделиво прошлась по кругу. Ее приняли. Суламифь могла репетировать часами. У нее была недетская выносливость, сильный прыжок и, по ее словам, «шквальный темперамент».
Посещая хореографическое училище при Большом театре, Суламифь не на шутку увлеклась плаванием. Она окончила школу плавания и уже через год стала чемпионкой страны на стометровой дистанции. Это звание Суламифь удерживала 4 года. Но в конечном итоге она все-таки выбрала балет.
Процесс тренировок в плавании развил в ней настойчивость и упорство. Суламифь завоевала сцену благодаря партиям: Лизе в «Тщетной предосторожности», Маше в «Щелкунчике», Китри в «Дон Кихоте». Но лучшими ролями балерины стали — Суок в «Трех толстяках» и танцовщица в «Светлом ручье».
В 1933 году Суламифь, первая из советских балерин, вместе с братом Асафом, оформила контракт на заграничное турне. Она давно мечтала увидеть Париж. Многие актеры Большого театра с удивлением пожимали плечами, некоторые откровенно смеялись над ее чудачеством, были и те, кто откровенно жалел балерину. В коридорах театра шептались: «Не боится работу потерять… Сумасшедшая». Но Суламифь не собиралась отступать. Узнала от кого-то, что ведает искусством старый большевик, член ВЦИК, Авель Енукидзе. Нашла его телефон и договорилась о встрече. Оказалось, что выехать было совсем несложно.
В Париже у них с Асафом был успех. Они даже хотели отправиться из Парижа в Америку. Но в Большом театре приступили к постановке балета «Пламя Парижа», и Суламифь решила вернуться в Москву. Она солировала в балете, как всегда, увлеченно, жизнерадостно и уверенно. Однако, удостоенная сталинской премии за исполнение роли, Суламифь не испытывала радости.
В своих воспоминаниях балерина впоследствии писала: «Перепады в жизни были немыслимые. С одной стороны, людей расстреливали, с другой — создавали показуху о хорошей жизни». Об этом Суламифь знала не понаслышке. Был расстрелян муж ее сестры Рахиль, Михаил Плисецкий. Когда сестру отправили с маленьким ребенком в лагерь, ее старших детей, Алика и Майю, взяли к себе Асаф и Суламифь.
Но это была бы не Суламифь Мессерер, если бы она успокоилась на этом. Суламифь добилась, чтобы лагерь сестре заменили поселением, а через некоторое время освободили. Но еще одно горе постигло семью Суламифь: от матери отец ушел к другой женщине. Суламифь не раз навещала его, привозила ему продукты и лекарства. Она не оставляла его до самой смерти.
Во время Второй мировой войны основная труппа театра переехала в Куйбышев. Артисты много работали, ставили спектакли на сцене местного театра. Художественным руководителем был назначен Асаф Мессерер. В 1941 году возобновил свою работу филиал Большого театра в Москве. Когда в Москве решили возобновить спектакль «Дон Кихот», то решили вызвать из Куйбышева Суламифь. И, хотя везде шли бои, балерина охотно откликнулась на приглашение. Ее выступление чуть не сорвалось из-за того, что главную роль Китри уже готовила балерина Софья Головкина. Но ей пришлось уступить место главной приме театра — Суламифь Мессерер.
В 42 года, в 1950 году, Суламифь закончила танцевать. Она любила танцевать, но не была фанатичкой. К тому же, у Суламифь было много увлечений. Она любила ездить на своем автомобиле, продолжала плавать. И… она не ушла из театра. Суламифь работала балетмейстером — репетитором, преподавала в балетной школе. Она никогда не отсеивала учениц. Суламифь всем давала возможность проявить себя. У нее был несомненный дар хорошего педагога. Все знали, что Суламифь сможет научить танцевать самых закомплексованных учениц. Более 20 лет балерина вела преподавательскую работу.
Однако в Большом театре сложилась нездоровая обстановка. Ей не по нутру были бесполезные разговоры о «новой» педагогике, о том, что она должна изменить свой подход к обучению. Суламифь не терпела посягательств на собственную свободу. Когда ей предложили работу в Японии, балерина с радостью стала собираться в поездку. Это решение совпало с гастролями Большого театра в Японии, в них участвовал и сын Суламифь Михайловны — танцор Михаил Мессерер. Это было непростые для cтраны 80-е годы. Началась война в Афганистане. Суламифь было тогда за семьдесят, но она приняла решение не возвращаться в Союз. Ее поддержал и сын.
Из Японии они выехали в США. Михаил вскоре начал помогать матери в ее работе. Вместе с сыном Суламифь Михайловна преподавала в разных странах и театрах мира. Но постоянным местом их работы стала труппа Лондонского Королевского балета.
На склоне лет великая балерина сказала, обращаясь к сыну: «Все случилось в моей жизни… Все было правильно».