Театр начинается с кружка самодеятельностиРеклама
Музыка преследовала парня с детства, а когда он чуть подрос, то с удовольствием начал заниматься в театральном кружке. Тем более пьесы тогда сплошь и рядом были героические — о Гражданской войне, о комсомольцах, которые ударно трудятся на стройках новых городов и промышленных предприятий. После окончания школы Владимир Самойлов решил поступать в театральное училище. Но его выпускной вечер пришелся на 21 июня 1941 года…
О том, где и как он воевал, Владимир Яковлевич распространяться не любил. «Подвигов никаких не совершал, но и спину врагу не показывал», — примерно так рассказал он о своей фронтовой биографии студентам Одесского государственного театрального училища, в которое и сам поступил летом 1945 года. И начались учебные будни; впрочем, темпераментный, улыбчивый Владимир старался во все занятия привнести какую-то «искорку», живинку, чтобы однокурсники раскрепостились. Не случайно, что талантливого парня еще во время учебы приглашают на сцену Одесского театра Советской Армии, где и состоялся его творческий дебют.
У актера, как у военного: всю жизнь переезды?
Впрочем, «армейцем» Самойлов пробыл недолго. Уже в следующем сезоне он становится актером труппы Одесского русского драматического театра, а потом ветер странствий забрасывает молодого артиста сначала в Кемерово, а потом и в Горький. Кстати, в Кемерове в 1952 году в семье Самойловых произошло пополнение — родился сын Александр, известный сегодняшний актер.
Самойлов играет много и вдохновенно. Но только спустя 10 лет после выпуска из училища на него обращают внимание кинорежиссеры. Владимир Шредель приглашает его в свой фильм «Неоплаченный долг». На съемочной площадке Владимир работает вместе с таким знаменитым актером, как Всеволод Санаев, но гораздо ближе ему весельчак Борис Новиков, который так и сыплет прибаутками. Что касается самого фильма, поставленного по сценарию Юрия Нагибина, то он не выбивается из обыденного ряда тех лет: рассказ о том, как в колхоз, расположенный в «глубинке» приезжает новый агроном — Люся Кречетова, а потом не выдерживает «тягот и лишений» и сбегает…
Роль в фильме у Владимира Самойлова была малозначительная. Но каждый маленький шаг это приближение к большому будущему. Уже в 1960 году на экраны вышли сразу два фильма, с участием актера, в том числе и такой «культовый», как «Секретарь обкома».
Кинокомедия к 50-летию Великого Октября
Впрочем понадобилось сыграть еще в десяти фильмах, пока к актеру не пришел первый значительный успех. В кинокартине «Двадцать шесть бакинских комиссаров», ему доверили роль Степана Шаумяна, и она оказалась настолько запоминающейся, что Самойлова решили и дальше приглашать на роли большевиков. Причем, это случилось гораздо быстрее, чем он мог подумать: в связи с приближающейся 50-й годовщиной Великого Октября Госкино была поставлена задача — снять фильм, который может стать любимым у миллионов зрителей.
За дело взялся актер и режиссер Андрей Тутышкин, дебютировавший в легенде отечественного кино — фильме «Волга-Волга». Он взял за основу оперетту композитора Бориса Александрова «Свадьба в Малиновке». И поскольку действие фильма происходит на Украине, Госкино предложило снимать фильм на киностудии Довженко. Но украинцы отказались ставить фильм, сославшись на то, что он очень несерьезный. Пришлось Андрею Петровичу павильонные съемки и подготовку фильма проводить на «Ленфильме». Но самое интересное: натурные съемки происходили в селе Малиновка.
Певучий командир
Владимиру Самойлову доверили одну из главных ролей — красного командира Назара Думы. И он явно не подвел, хотя и был несколько в тени двух великих комиков — Михаила Водяного (сыграл Попандопуло) и Михаила Пуговкина (Яшка-артиллерист). Здесь мы, пожалуй, впервые увидели всю палитру таланта Владимира Яковлевича. Кстати, «Свадьба в Малиновке» стала лидером кинопроката «юбилейного» 1967 года — фильм посмотрело 74,6 миллиона зрителей. А сколько потом цитат начало гулять по СССР. Вот только некоторые из них: «Сто пудов и вся власть Советам», «Нажми на клавиши, продай талант!», «Смотри, композитор! А ну сочини что-нить такое, чтобы душа развернулась, а потом обратно завернулась!», «Женщина я или не женщина?! — Не разобрал…» Но моя любимая цитата — «Убери ножичек. Сделаешь дырку — потом не заплонбируешь».
Именно после этого фильма, когда Владимир Самойлов приехал на гастроли в Москву с Горьковским драматическим театром, в актере, наконец, рассмотрели талант. Его наперебой начали приглашать в труппы почти всех московских и ленинградских театров. Он остановил свой выбор на Московском академическом театре им. Владимира Маяковского, где и играл большую часть жизни.
И в кино предложения шли одно за другим. «Адъютант его превосходительства», «Освобождение», «Тени исчезают в полдень» — во всех этих культовых кинокартинах Владимир Самойлов запомнился зрителям. Но так получилось, что первую Государственную премию СССР ему вручили в 1976 году за фильм «Премия», где скорее блистал не он, а Евгений Леонов.
Король Лир умер, так и не родившись на сцене…
Но и потом были запоминающиеся роли. В дилогии «Любовь земная» и «Судьба» Евгения Матвеева, он исполнил роль Анисимова, да и в постсоветском — российском кино он был востребован. Можно вспомнить такие фильмы, как «Серые волки», «Бульварный роман» и другие.
В 1999 году Владимир Самойлов в очередной раз «разрывался» между кино и театром. В кино шли съемки фильма «Рейнджер из атомной зоны», а в театре актер репетировал роль короля Лира. 8 сентября 1999 года его сердце не выдержало…
А закончить мне хочется небольшой ремаркой. Некоторые люди ошибочно полагают, что актриса Татьяна Самойлова — дочь Владимира Яковлевича. Это не так. Как я уже говорил, у него есть сын, который очень похож на своего отца, играет таких же мужественных героев. А Татьяна — дочь другого актера — Евгения Самойлова. Однофамильцы, но какие талантливые люди!