Как Борис Вилькицкий, подарив России целый архипелаг, завершил эпоху великих географических открытий?

Реклама
Грандмастер

6 марта 1961 года в Бельгии ушел из жизни контр-адмирал Борис Андреевич Вилькицкий, которого по праву называли «российским Колумбом». Проводить в последний путь человека, завершившего эпоху великих географических открытий, пришли старички-ветераны из эмигрантских организаций. На Иксельском кладбище Брюсселя звучали подобающие случаю речи, трепетали на весеннем ветру выцветшие от времени боевые знамена над покрытым Андреевским флагом гробом. Тогда никто не мог и предположить, что через 35 лет останки славного покорителя Арктики снова будут торжественно предавать земле, и произойдет это в Санкт-Петербурге, где Борис Андреевич упокоится рядом с могилами отца и брата.

Реклама

Стоит отметить, что на карте Арктики фамилия «Вилькицкий» встречается девять раз — семь в честь Андрея Ипполитовича (отца) и два в честь Бориса Андреевича. Согласитесь, что подобное случается не часто. Не будь революции, гражданской войны и вынужденной эмиграции, Борис Вилькицкий еще не раз «отметился» бы на карте, но судьба распорядилась иначе.

Борис Вилькицкий родился 22 марта (3 апреля по н.с.) 1885 года в городке Пулково под Санкт-Петербургом, где его отец, офицер гидрологической службы, в тот период проходил геодезическую практику при Пулковской астрономической обсерватории. Когда подошло время выбирать профессию, сомнений у юноши не было, он давно решил пойти по стопам отца — стать офицером российского военного флота. Годы учебы в Морском кадетском корпусе пролетели быстро, и в 1903 году мичман Вилькицкий на броненосце «Цесаревич» отправился на Дальний Восток в составе 1-й Тихоокеанской эскадры.

Реклама

Боевое крещение молодой офицер получил в Порт-Артуре. Воевал мичман Вилькицкий отважно, о чем свидетельствуют четыре боевых ордена. В одном из последних боев, когда участь крепости была практически предрешена, возглавил штыковую атаку моряков, выбив японцев с только что захваченной ими позиции. Для Вилькицкого это была последняя атака той войны, из боя его вынесли потерявшим сознание от тяжелого ранения в грудь.

После капитуляции Порт-Артура Вилькицкий какое-то время находился в плену, затем в числе раненых был репатриирован в Россию. После выздоровления поступил в Морскую академию. По окончании академии занимался гидрографическими исследованиями на Балтике и Тихом океане. Но на самостоятельные должности назначений не получал, так как отец, бывший в тот период начальником Главного гидрографического управления, не соглашался выдвигать сына на открывающиеся вакансии — редкая для тех времен щепетильность.

Реклама

Только после смерти отца в феврале 1913 года Борис Вилькицкий, бывший уже флагманским штурманом штаба командующего морскими силами Балтийского моря и капитаном 2-го ранга, был назначен командиром ледокольного парохода «Таймыр», входившего в Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана. Экспедиция в составе двух ледоколов работала в северных водах с 1910 года. Какое-то время ледокольным пароходом «Вайгач» в ней командовал А. В. Колчак, будущий верховный правитель России.

В конце июня 1913 года экспедиция вышла из Владивостока, перед ней стаяла сложнейшая задача — впервые пройти в Европу Северным морским путем. Вскоре тяжело заболел начальник экспедиции генерал

Реклама
И. С. Сергеев, которого срочно отправили на берег. Вилькицкий же получил по радио приказ принять командование экспедицией на себя, оставаясь и капитаном «Таймыра». Борис Андреевич не ожидал такого назначения, так как не имел опыта плавания в северных водах, но его кандидатуру поддержал морской министр И. К. Григорович, бывший командиром «Цесаревича», когда на броненосце служил Вилькицкий. О своем выборе флотскому руководству сожалеть не пришлось, с поставленными задачами экспедиция справилась блестяще.

Это плавание не было для экспедиции легким, да и бывают ли на Севере легкие плавания? К концу лета, выполнив большой объем различных гидрографических исследований, экспедиция вышла в воды севернее мыса Челюскина. На картах в этих местах была указана океанская гладь, но 20 августа с кораблей увидели небольшую полоску земли. Новый остров нанесли на карту, дав ему имя цесаревича Алексея.

Реклама

Открытие заставило вспомнить о легендарной Земле Санникова, которую якобы видели в 1811 году зверопромышленник Яков Санников и в 1885 году исследователь Арктики Эдуард Толль. Но по их сведениям эта земля должна была быть восточнее. Вилькицкий же решил пройти еще дальше на север и не ошибся. Утром 22 августа с кораблей увидели высокий скалистый берег, далеко уходивший и вправо, и влево. Это был какой-то крупный остров, простирающийся далеко на север.

На острове подняли Российский флаг, и Вилькицкий зачитал приказ о присоединении открытой земли к России. Исследования показали, что это не просто остров, а громадный архипелаг из четырех больших и множества малых островов общей площадью 38 тыс. кв. километров. Первоначально архипелаг хотели назвать странноватым именем «Тайвай», по первым слогам названий ледоколов. Но по радио Вилькицкому «разъяснили» ошибочность такого решения, и моряки назвали острова Землей императора Николая II.

Реклама

В этот год пройти Северным путем в Европу Вилькицкому не удалось, но открытие сделанное его экспедицией стало эпохальным, это было последнее крупное географическое открытие на планете. Об открытии нового архипелага писали газеты всего мира, Вилькицкому приходили телеграммы с поздравлениями от крупнейших географов и путешественников. Русское географическое общество вручило ему Константиновскую медаль — свою высшую награду. Для участников экспедиции учредили специальный нагрудный знак, офицеров представили к орденам, а Бориса Вилькицкого Николай II произвел в придворный чин флигель-адъютанта.

На следующий год экспедиция Вилькицкого вышла в плавание в июне, уже после начала войны. Задача была прежняя — пройти Северным морским путем, но теперь её значимость многократно возрастала. Северный путь для России был единственным морским маршрутом, на который не могли проникнуть вражеские корабли и подлодки. За летнюю навигацию пройти всю намеченную трассу не удалось. В Карском море корабли попали в сплошные льды и встали на зимовку. Путь смогли продолжить только в начале следующего лета. Лишь в августе 1915 года корабли пришли в Архангельск. Впервые в истории Северный морской путь был пройден с востока на запад.

Реклама

Война не лучшее время для экспедиций. Капитан 1-го ранга Вилькицкий попросил направить его командовать эсминцем. Воевал на Балтике, был награжден золотым георгиевским оружием «За храбрость». После революции служил в Главном гидрографическом управлении. В начале 1918 года ему поручили возглавить экспедицию для изучения возможности доставки по Севморпути хлеба из Сибири. Но в путь экспедиция отправилась уже при Временном правительстве Северной области, которое возглавил генерал Миллер. В 1919 году Вилькицкий был произведен в контр-адмиралы, а на следующий год несколько кораблей под его командой эвакуировали остатки отрядов Миллера в Норвегию. С этого года для Бориса Андреевича началась жизнь на чужбине.

Реклама

Любопытно, что в Советской России Вилькицкого помнили и врагом не считали, так как формально он в боевых действиях не участвовал. Его даже пригласили возглавить четвертую и пятую Карские экспедиции, которые организовывались для доставки промышленных товаров в Сибирь и вывоз от туда продовольствия. По завершении последней экспедиции он отказался оставаться в России и в 1925 году окончательно уехал из страны.

На Родину Вилькицкий вернулся уже после смерти, чтобы быть торжественно захороненным на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

В свое время в дружеском кругу он иногда шутил, говоря о себе: «Я последний, но первый». Он так и остался в истории как знаменитый путешественник, завершивший эпоху великих географических открытий, и мореход, первым прошедший Северным морским путем.

Реклама