Луиза фон Саломе. Как держать на длинном поводке великих мужчин, оставаясь недотрогой?

Реклама
Грандмастер

5 февраля 1937 года в старинном немецком городе Гёттенгене умирала одна из самых необычных и легендарных женщин Европы. Возможно, ей хотелось прожить еще недельку до своего 76-летия, но силы покидали ее.

Была ли она той дочерью Евы, про какую французы говорят: La femme fatale (роковая женщина)? Или, может быть, Музой, которая вдохновляет творческого человека на открытия? Под ее обаяние попали в свое время Ибсен и Толстой, Тургенев и Вагнер, а также куда менее известные поэты и писатели. Или она была просто El perro sobre el heno, что в переводе с языка Лопе де Вега означает «Собака на сене»?

Между тем Германия не была ее родиной исторически. Да, в жилах ее родителей текла немецкая кровь, а сама

Реклама
Луиза фон Саломе, или, более привычно для европейцев — Лу, появилась на свет в Санкт-Петербурге, в семье генерала Густава фон Саломе, которого еще мальчиком, при Александре I, привезли в Санкт-Петербург для получения военного образования из французского Авиньона.

Своенравная особа

Но семья считала себя русской, хотя и разговаривали все либо на немецком, либо на французском языках. Луизу на русский манер звали Лелей, и она проявила свою полную самостоятельность в довольно-таки раннем возрасте.

Луиза фон Саломе
Реклама

Во-первых, ввергла свою семью в шок тем, что заявила, что Бога нет (куда он смотрел, пока умирала ее любимая кошка?). Во-вторых, в подростковом возрасте увлеклась либеральными идеями и всюду носила с собой фотографию Веры Засулич, стрелявшую в петербургского градоначальника Трепова. Это были два очень серьезных проступка, но Лелю очень любили в семье хотя бы потому, что она родилась после пяти своих братьев…

Реклама

В 17 лет она впервые попробовала свои чары на мужчинах. Ей наотрез отказались выдать паспорт с целью выезда за границу для лечения (слишком уж громко она отреклась от церкви), тогда она решила убить двух зайцев. С одной стороны, сделать вид, что она все-таки ищет путь к вере: для этого она и посещала чуть ли не ежедневно по нескольку часов пастора Гийо, домашнего учителя детей Александра II и властителя дум русской интеллигенции того времени. С другой — только он мог дать ей подложный документ о причащении в церкви, используя свои голландские связи.

Клятва на всю жизнь

Закончилось это все не так, как планировала юная прелестница. Для отца, истово верующего, длительные отношения дочери и пастора стали шоком — получалось, что его юная дочь совратила не кого-нибудь, а пастора, к тому же женатого. Это только ускорило смерть отца.

Реклама

Правда, «совратила» звучит слишком громко — интимной близости между ними не случилось, хотя они остановились в шаге от этого. Но в судьбе Лу физическая близость с тех пор стала как бы намеком на какое-то страшное несчастье, которое непременно случится в качестве расплаты. И с тех пор она твердо решила для себя — остаться навсегда девственницей.

Реклама

А с Гийо пришлось расстаться вскоре после того, как он сообщил ее матери, что разводится с женой и просит руки Лу. Этот разговор девушка подслушала и поняла, что даже такому человеку, который должен стоять на страже религиозных и семейных ценностей, от нее, Лу, нужна не столько духовная близость, к чему она так стремилась, сколько физическая.

Рэ, Ницше и Лу

Реклама

Своему решению Лу следовала безукоризненно. Даже тогда, когда в Риме познакомилась с философом Паулем Рэ и он очаровал ее с первой же встречи: широтой взглядов, смелостью рассуждений, незаурядным умом. Пауль прекрасно видел, какое впечатление произвел на 21-летнюю девушку. Ему казалось, еще чуть-чуть, и она бросится в его объятия. Лу иногда позволяла своему новому другу себя целовать, но не более того. И его предложение руки и сердца отвергла.

Тогда он решил познакомить ее со своим лучшим другом — философом Фридрихом Ницше, который был старше 31-летнего Пауля на долгих семь лет, надеясь, что на фоне стареющего философа Лу ответит ему согласием. Но с Ницше произошел тот же фокус, что и с Рэ — он слишком быстро уверил себя в том, что Лу от него без ума. Они встречались около месяца, когда Фридрих решил — «девушка созрела». И предложил ей стать его женой…

Реклама

Как вы думаете, она с радостью согласилась? Ведь он был уже достаточно знаменит! Ничего подобного! Она отвергла предложение, да еще и не разговаривала с Фридрихом несколько дней за то, что он без ее разрешения написал письмо в Санкт-Петербург Мушке (так Луиза называла маму) с просьбой дать согласие на брак.

Конечно, Пауль Рэ безумно ревновал Лу к Фридриху. Последний испытывал примерно такие же чувства. Но «горячие финские парни» на дуэль друг друга не вызвали. Во-первых, в их среде это было не принято, а во-вторых, русская девушка предложила им совершенно безумный вариант — жить втроем! Но без всякого интима. А вот духовной близости будет хоть отбавляй!

Реклама

Тройственный союз

А что им оставалось делать? Скрепя сердце согласились. И в первое время даже наслаждались обществом этой «могучей тройки». Но идиллия длилась не так уж долго. Пауль был почти уверен, что Лу тайно спит с Фридрихом, а Ницше, напротив, подозревал, что, отказывая ему в близости, их «Муза» куда благосклоннее к Рэ.

Именно эти жесточайшие противоречия, а также приступы мучительной головной боли, преследующие Фридриха практически неотступно, и стали причиной того, что он просто физически не успевал писать длинно. И его знаменитое произведение «Так говорил Заратустра» тоже во многом афористично. Кстати, автор и не скрывал, что при написании книги его главной вдохновительницей была «любимейшая Лу».

Реклама

Впрочем, назвать ее женой не посчастливилось ни Паулю, ни Фридриху. Это удалось только преподавателю берлинского университета Фридриху Карлу Андреасу, который познакомился с 25-летней Лу в год своего 40-летия. Он тоже попросил руки и сердца и, как Рэ с Ницше, получил отказ, но подготовился к этому основательно. Как только Лу произнесла «Нет», преподаватель выхватил нож и, приставив его к своей груди, потребовал изменить решение. Лу повторила: «Нет», — и спустя мгновение нож погрузился в грудную клетку. К счастью, рана оказалась не смертельной…

Реклама

Замужество

Вы еще не забыли о пасторе Гийо? Именно к нему Лу обратилась, оказавшись в этой щекотливой ситуации. Отказать окончательно — значит, подвергнуть жизнь Андреаса смертельной опасности. Выйти замуж — отступить от своих принципов.

Мудрый Гийо подсказал ей выход: заключить брачный контракт, в который включить специальный пункт об отказе от интимной близости. Они прожили вместе долго и почти счастливо, целых 43 года, но ни разу, как свидетельствуют ее биографы, Лу не уступила домогательствам законного супруга…

Нет, она не оставалась до конца дней своих недотрогой. После 31 года в ней вдруг пробудилось женское начало, и первым цветок невинности сорвал Георг Ледебур, один из основателей Независимой социал-демократической партии Германии и марксистской газеты «Форвартс», в будущем — член рейхстага. Но это случилось уже после того, как Лу окончательно рассорилась с Паулем Рэ, который посчитал, что возлюбленная его обманула.

Реклама

Как часто бывает, когда вулкан желаний долго сдерживать, он, вырвавшись на свободу, сметает все на своем пути. Так получилось и у Лу. Она, юридически оставаясь супругой Фридриха Андреаса, ударяется во все тяжкие, меняя любовников одного за другим, причем их список составляют сплошь и рядом очень самодостаточные мужчины. Один только юный поэт Рене Рильке чего стоит. Но у нее были любовники во многих европейских странах, в том числе и в России.

Реклама

Любовь без счастья

Переживают ли из-за этого Рэ с Ницше? Думаю, не без этого, им-то, наверное, было очень обидно, что их отвергли. Правда, Ницше вскоре стало не до того: он несколько лет мучается безумием, пока, наконец, в 1900 году не умирает в психиатрической клинике. Оставшись без близких людей, Пауль Рэ поднимается в горы, а через несколько дней спасатели находят его труп. Все это очень похоже на самоубийство.

Реклама

А Лу? Чувствовала ли она в себе угрызения совести? Раскаяние? Терзания? Возможно. Она пытается разобраться в себе, а результатом ее размышлений становится книга «Эротика», которая выдержала пять переизданий в Европе…

Реклама

В 1911 году Лу знакомится с Зигмундом Фрейдом, основателем психоанализа. Они «дружат», но Лу вдруг обнаруживает, что Фрейд панически боится сближения с женщиной…

Это было последней каплей. К тому же у Андреаса от служанки рождается дочь, которую Лу воспитывает как свою собственную. Мари остается со своей приемной матерью до самой смерти…

Последние годы жизни Лу были ужасны. Пришедшие к власти гитлеровцы возвели в абсолют идеи Ницше, хранительницей архива была его младшая сестра, с которой у Лу не заладились отношения еще полвека назад. Более того, сестра выходит замуж за нациста и строчит донос на несостоявшуюся невестку. Лу советуют уехать из Германии. Она не успевает этого сделать. И только Бог спасает ее от расправы.


К счастью, фашисты так и не успели поиздеваться над известной писательницей. Они отомстили ей после смерти. Все ее книги нацисты демонстративно сожгли…

Реклама