Еще в детстве Бесси увлекалась пением. Она пела везде, где было только возможно. В 9 лет пела куплеты на улицах, честно отрабатывая свои монеты, которые бросали ей прохожие. Она также с удовольствием пела в церковном хоре. Выросшая без родителей, в доме, где никогда не ели досыта, где младшие дети донашивали одежду старших, юная Бесси мечтала заработать как можно больше денег.
В 18 лет ей удается устроиться танцовщицей в эстрадную труппу, в которой работала уже известная певица Ма Рэйни. Рэйни была одна из первых исполнительниц блюза. Ее выступления всегда приносили доход артистам. Первое время актеры выступали только за еду, а позже стали брать плату с посетителей. Поклонников у Ма Рэйни было немало. Неслучайно, ее называли «Мамой» блюза. Грудной и низкий голос певицы волновал публику.
Сама судьба свела Бесси с этой незаурядной женщиной. Девушка призналась ей, что давно поет. Ма Рэйни пользовалась авторитетом в музыкальной среде. Ее никогда не мучил дух соперничества, и она с радостью принялась за обучение Бесси. Но уже в самом начале ее певческой карьеры было понятно, что она превзойдет «Маму» блюзов. У Бесси был сильный и проникновенный голос.
Родиной блюза считают Юг Америки. Но в его основе есть своеобразная смесь ритмов Африки, латинских напевов, на которые свое влияние оказали традиции негритянских песен и танцев. Блюз — это не только боль и печаль человеческой души, но и радость, восторг…
Теперь в репертуаре юной Бесси были не только популярные мелодии, но и блюзы. Она также танцевала, участвовала в различных сценках, юмористических номерах. Бесси понимала, что ей придется когда-нибудь покинуть Ма Рэйни, чтобы сказать «свое» слово, спеть «свою» мелодию на подмостках сцены. Оставив Ма, Бесси стала петь в различных театрах, не отказываясь от гастролей, которых у нее было предостаточно.
В конце Первой мировой войны, когда всеми овладевает джазовая лихорадка, Бесси становится известной певицей блюза. Ей 26 лет. Один из управляющих фирмы грамзаписи «Коламбиа» Фрэнк Уокер случайно услышал молодую певицу на одном из концертов Юга США. Он был поражен силой ее голоса, его сочным тембром. И Бесси пригласили в Нью-Йорк.
Когда Бесси Смит впервые появилась на фирме грамзаписи «Коламбиа», она была, по воспоминаниям Фрэнка Уокера, «до ужаса напугана, жалкая и растерянная. Но все это куда-то пропало, едва Бесси начинала петь. Не верить ей было нельзя». Все пластинки с блюзами певицы разошлись в считанные месяцы. Впоследствии в любой, даже самой звездной компании музыкантов, в момент очередной записи главным исполнителем и слушателем была она — Бесси. Ее слово было решающим.
Выступления Бесси Смит в Нью-Йорке и Чикаго шли с неизменным успехом. Но больше всего молодую певицу прельщал Юг США. Очень скоро Бесси стала работать в театральной ассоциации «Theatre Owners Booking». Каждый концерт Бесси Смит проходил в переполненных залах. Известный гитарист Денни Баркер как-то сказал о певице, что, когда Бесси заканчивала петь последнюю мелодию, можно было услышать в зале звук падающей булавки. Очень скоро она становится одной из самых известных и высокооплачиваемых негритянских певиц.
Работать с ней — эта была большая честь для многих известных музыкантов. Бесси аккомпанировал Луи Армстронг, Кларенс Виллиамс, ее ценили коллеги — Флэтчер Хендерсон, Коулман Хоккинс, Дон Редман. Бесси записывали — Бенни Гудмен, Чу Берри, Джек Тигарден. В ее пении, по воспоминаниям современников, не было чрезмерного пафоса, нарочитой патетики, лишних слез и горя. Голос Бесси звучит страстно, решительно, а боль ее души находила отклик в сердце каждого слушателя.
В начале 30-х годов 20 века все чаще на концертных площадках появляются джаз-оркестры. Смену зрительских вкусов Бесси пережила спокойно. Ее по-прежнему любили. Блюзы в исполнении Бесси Смит, как и раньше, были популярны. В 1935 году Бесси с успехом выступила в Нью-Йорке. А в 1937 году, снявшись в небольшом фильме «Блюз Сент-Луиса», готовилась к новым съемкам. Планировала новые записи песен.
Однако судьба написала свой сценарий…
Осенью 1937 года Бесси Смит во время поездки на гастроли на Юг США погибла в автомобильной катастрофе. Ей было всего 43 года. Сразу после смерти Бесси появилась легенда, что в клинике для белых ей отказали в помощи. Эта надуманная версия стала потом сюжетом для пьесы Эдварда Олби «Смерть Бесси Смит». Однако по свидетельствам медиков, шансов выжить у Бесси не было, таким тяжелым было ее состояние.
Еще при жизни имя Бесси Смит обрастало историями и легендами, которые сопутствуют каждой звезде. Многие приписывали ей чрезмерное увлечение спиртным в последние годы жизни, неразборчивость в отношениях с мужчинами. Но кто с твердой уверенностью может сказать, что это было именно так? Бесси была открытым человеком, готовым всегда придти на помощь, поделиться последним. Она постоянно помогала своей большой семье, ни в чем не отказывала друзьям, коллегам-артистам. Об этом знали многие.
Бесси Смит оставила большое музыкальное наследство. За годы своей работы она обращалась к разным жанрам, от водевильных песенок до блюзов. Записи передают величественную и страстную манеру исполнения Бесси. У певицы было немало подражателей. Есть они и сейчас. Но повторить ее так никто и не смог. Бесси Смит, в прошлом девчонка из бедного квартала Чаттануги, навсегда осталась одной из величайших певиц Америки.