Край искателей кладов
В этом был и свой несомненный плюс. Уральский край издавна считался краем с богатыми легендами, сказами, особенно об искателях кладов, старателях, благо тайга и горы содержали в себе немало драгоценных и полудрагоценных металлов, которые, по слухам, могли в одну секунду превратить человека из нищего оборванца в зажиточного, обеспеченного по гроб жизни удальца. А там, где скрыты богатства, из уст в уста передавались различные народные приметы, заговоры, способные помочь в нелегком деле поиска. Причем, на каждом заводе, в каждой местности существовали свои секреты, и, переезжая с места на место, мальчишка как губка впитывал эти рассказы…
Чем старше становился Павел, тем настороженнее относились к нему уличные друзья. Дело в том, что «бажить» на уральском диалекте означало колдовать, так что Бажова-младшего, в конце концов, окрестили «колдунком» или Колдунковым. Зато седые старожилы охотно доверяли мальчишке свои знания…
Впрочем, он и сам тянулся к знаниям, был очень любознательный. Церковно-приходскую школу окончил одним из лучших, потом было Екатеринбургское духовное училище, в котором он учился с 10 до 14 лет и, наконец, Пермская духовная семинария, где в течение шести лет он постигал не только слово Божие, но и другие науки. Правда, священнослужителем Павел не стал, но любовь православного духовного сословия к ношению бороды осталась с ним на всю жизнь, особенно во второй половине жизни.
Священником не стал, а учителем работал
Образованный молодой человек решил не переезжать ни в какие столицы, а остаться в родном краю, где стал обычным учителем. Но он так интересно рассказывал, что очень скоро стал любимцем ребятишек, а дальше и невесту себе выискал среди учениц: тихую, скромную, очень внимательную. Когда девушка повзрослела, они поженились. Кстати, в том, что Бажов состоялся как очень уважаемый человек и как писатель, большая заслуга его супруги, с которой они жили душа в душу. Впрочем, не вдвоем: один за другим в семье появилось семеро детей…
Первая мировая война никак не отразилась на жизни Павла Бажова. Он по-прежнему учительствовал, сначала в Екатеринбурге, а потом в Камышлове, но после февральской буржуазной революции он посмотрел на жизнь другими глазами. Почему, когда другие подрывали устои самодержавия, он не был достаточно активен? Что нужно сделать, чтобы буржуазная революция плавно перетекла в социалистическую?
Мы сыны батрацкие, мы за новый мир
Павел Петрович с головой окунулся в революционную работу, участвовал в митингах, агитировал рабочих, а в 1918 году, когда на Уральском фронте начались боестолкновения с белогвардейцами, Бажов вступил в ряды Красной Армии. Вскоре, его отозвали с передовой и назначили редактором солдатской газеты «Окопная правда». В том же году он стал коммунистом…
Гражданская война закончилась, Бажов не стал возвращаться в школу, а стал редактором камышловской газеты, потом возвратившись в Свердловск, возглавлял «Крестьянскую газету». Она пользовалась большим спросом, в нее часто писали крестьяне и рабочие. В ответных письмах редактор просил высылать ему различные сказы, предания. На его просьбу читатели откликались с большой охотой…
Впрочем, когда выдавались деньки посвободнее, Бажов любил ездить по поселкам, встречался со своими селькорами и рабкорами, записывал все рассказы в свою тетрадку…
Как прокололся Демьян Бедный?
Литературная слава пришла к нему относительно поздно — только в 1936 году, когда в одном из журналов был опубликован его первый сказ «Девка Азовка». Он не остался незамеченным ни критиками, ни собратьями журналистами. А все потому, что Бажов выработал свой особенный стиль. Ему посоветовали трудиться в том же духе, и в 1939 году в Свердловском госиздательстве вышел первый вариант «Малахитовой шкатулки», правда, не такой, к которому мы привыкли, а значительно тоньше. А в самый разгар войны, в 1942 году, в Москве в центральном издании вышел новый вариант, гораздо более известный нынешним читателям.
Примечательно, что, получив на руки книгу, самый упорный «кремлевский житель» поэт Демьян Бедный (его не могли выселить из Кремля несколько лет) так вдохновился формой сказов, что посчитал это обыкновенным фольклором, не имеющим автора. И чтобы «застолбить тему», тут же начал перекладывать наиболее удачные на его взгляд сказы на стихи. Труд продвигался настолько быстро и удачно, что спустя три месяца, когда стало ясно, что полноправным автором является Павел Бажов, Демьян Бедный в бешенстве разорвал все свои черновики и тут же обозвал Павла Петровича — «Колдун уральский бородатый». И был до конца жизни уверен, что автор «Малахитовой шкатулки» нарочно над ним поиздевался…
Орден Ленина и Сталинскую премию за «Малахитовую шкатулку»
Уральские сказы стали едва ли не самой читаемой книгой, особенно для земляков Бажова, сражавшихся на фронте. Для них это был большой привет с малой родины, с земли, которую нужно защищать с оружием в руках, ценой собственной жизни. И не случайно вклад «сказочника» в дело поднятия духа советских воинов был отмечен Сталинской премией и орденом Ленина. И никому не было дела до того, что, собственно, стало поводом к написанию книги.
История эта не менее интересная, чем сама «Малахитовая шкатулка». В 1937 году, когда шла «великая чистка», Павлу Петровичу было предъявлено обвинение, что в своей книге о гражданской войне «Формирование на ходу» он «возвеличивает троцкистов». За такой «грех» 58-летнего Бажова в лагеря не бросили, но из партии исключили и с работы сняли. Справедливости ради следует сказать, что спустя год она восторжествовала, и главный редактор Свердловского государственного издательства вернулся в свое кресло.
Кстати, самый знаменитый сказ «Медной горы хозяйка» Бажов окончил как раз к своей серебряной свадьбе и посвятил, естественно, супруге, Валентине Ивановне.
В 1949 году в Свердловске торжественно отметили 70-летие Павла Бажова, а в следующем году — 3 декабря 1950 года Павла Петровича не стало. По воле усопшего он был похоронен в Свердловске. Проводить Бажова в последний путь прибыли из Москвы выдающиеся люди. Например, народный маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.
И еще одна интересная деталь. Спустя пять лет после смерти Бажова у его дочери Ариадны родился сын, названный Егором. Один дедушка у него был Павел Петрович Бажов, а другой — Аркадий Петрович Гайдар…