Почему жизнь сложилась именно таким образом — вопрос не праздный. Просто так ничего не случается. Особенно, когда человек следует своему призванию, причем, вполне успешно.
Николай Николаевич Ге родился в Воронеже в 1831 году. Сама семья Ге (Gay) была родом из Франции — прадед живописца эмигрировал в Россию еще в XVIII веке, а правнук стал знаменитым художником-передвижником, ищущим духовного смысла в жизни, человеком, близким к толстовскому учению и обладающим очень ярким и неожиданным видением старых сюжетов.
Н. Ге поучился в Киевском и Петербургском университетах (на физико-математическом факультете), потом в Академии Художеств в Петербурге. Получил золотую медаль и право на зарубежный пансион, что позволило ему побывать в Европе. Плотно обосновался в Италии, там была написана картина «Тайная вечеря» (ее приобрел Александр II), портрет А. Герцена (в Россию привезена тайно, так как это имя еще находилось под запретом).
По возвращении в Петербург Н. Ге стал одним их организаторов знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. В это же время была написана известная многим картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».
Но вот уже в 1876 году он приобретает хутор и надолго переселяется в Черниговскую губернию. Обустраиваться на земле пришлось чуть ли не с нуля. Что побудило успешного художника сделать столь резкий шаг в своей жизни? При этом он отказывается от многих выгодных предложений: от профессорства в Академии Художеств, даже от заказа росписи храма Христа Спасителя в Москве.
Можно разувериться в своих собственных силах. Можно разувериться в смысле той деятельности, которой занимаешься. В любом случае, это душевный надлом, разочарование, или, скорее, прозрение. Подобный путь у человека указывает на следы большой душевной работы, заставившей его пересмотреть отношение к жизни.
И, конечно, нельзя недооценивать влияние Л. Толстого, с которым Н. Ге был знаком. Может быть, именно оно стало обоснованием внутреннего перелома, который произошел в художнике. Но, хотя толстовство было популярно среди образованной части русского общества того времени, жизнь Н. Ге показывает, что это было не данью моде, а вызревшим внутренним решением: его воззрения совпали с тем, что говорил и проповедовал Толстой.
Он также был вегетарианцем, признавал насущность физического труда, считал, что нельзя торговать искусством. Некоторое время Н. Ге не писал картин. Или уничтожал написанное. Зато разводил пчел, занимался садом и научился замечательно и как-то по-особому класть печи. Думается, хорошие печники — тоже большие художники в своем деле (а по нашим временам и просто на вес золота)…
И первыми зрителями его картин были крестьяне из близлежащих деревень.
Частичный или полный уход «от мира», из городской творческой суеты знакомо нам не только по жизни этого художника. Даже в наше время известно немало примеров того, как люди надеются найти нечто подлинное, или истинное, в жизни вне «городских» ценностей. Насколько это удается — вопрос каждого отдельного личного опыта.
И все же Н. Ге снова возвращается к краскам, живопись его приобретает новую смысловую нагрузку, изобразительные средства меняются. Не случайно его называют предшественником экспрессионизма, многие картины вызывали резкую критику и недовольство: «Выход с тайной вечери» не приняла церковная цензура; «Что есть истина? Христос и Пилат» была снята с выставки (за кощунство в изображении Христа); «Суд синедриона. «Повинен смерти!» не допустили на выставку; один из вариантов «Распятия» был запрещен к показу самим императором Александром III… А вольнодумцы вывешивали репродукции картин Н. Ге на стены своих жилищ.
Умер Николай Николаевич Ге на своем черниговском хуторе в 1894 году. Картины его — в золотом фонде мировой живописи, большинство можно увидеть в Третьяковской галерее, других музеях, а запрещенный вариант «Распятия» — в Париже. Осталось множество записок и писем, характеризующих этого яркого живописца, искреннего и благородного человека, всю жизнь старавшегося выявить и показать величие человеческой души, то, что в человеке «дорого, но что заслоняет пошлость жизни»..