Надо заметить, что 30-летний актер к тому времени состоял в гражданском браке, а Ирина уже два раза успела побывать замужем. Но это вовсе не остановило Меркурьева. Напротив, он настойчиво добивался ее руки, пока Ирина не ответила ему согласием.
Их все называли Ромео и Джульетта: Ирина и Василий всегда ходили, держась за руки.
Много позже в их жизни произошел забавный эпизод. Однажды на вечеринке в актерской среде кто-то спросил Ирину: «Говорят, Ирина Всеволодовна, что Меркурьев — ваш третий муж?» На что супруга тут же весело ответила: «Да, не считая всякой еще мелочи». Василий Васильевич тут же замял разговор шуткой, а потом дома сказал ей с улыбкой: «Ириша, ты была сегодня так неделикатна». Она сказала: «Что же мне было делать? Меня неделикатно спросили». И они оба расхохотались…
Василий Меркурьев родился 6 апреля (24 марта) 1904 года, 105 лет назад, в городе Острове (Псковская обл.). Страстью к театру Василий «заболел» с детства. Все свободное время он проводил в школьном драматическом кружке. В 16 лет Василий впервые сыграл роль Варлаама в «Борисе Годунове». Образ Варлаама потребовал от юного актера таких качеств, как народное лукавство, широта души, удаль и внутренняя теплота.
Роль молодому актеру удалась. Ему стали предлагать новые работы, но Меркурьев мечтал учиться дальше. Он едет в Петроград, подает документы в институт актерского мастерства на курс известного преподавателя Л. Вивьена. Затем последовали годы работы в театре своего учителя и педагога, а потом он перешел в театр драмы им. А. Пушкина, где трудился до конца жизни.
На сцене Меркурьев играл разноплановые роли, но всегда жизненно, шлифуя их до совершенства. С 1935 года актер стал сниматься в кино. До Второй мировой войны Меркурьев успел сняться в кинолентах «Танкисты», «Член правительства» и других. Но настоящий успех ждал его впереди, это все будет потом, а пока…
В 1939 году на семью Меркурьевых обрушилась беда. Был арестован, а через год расстрелян отец Ирины, Всеволод Мейерхольд. Брат Меркурьева, Петр, был репрессирован. Так, жена и трое детей брата оказались в семье Меркурьевых, где подрастали уже две дочери Василия и Ирины — Аня и Катя. Спустя несколько лет Меркурьев возьмет в свою семью дочь своего второго брата, погибшего во время ленинградской блокады.
В Новосибирске, куда эвакуировалось все большое семейство Меркурьевых, у Ирины и Василия родился сын Петр, которого назвали в честь брата Василия Васильевича. Позднее Петр напишет, что никогда не задумывался об истоках доброты отца и матери. Ему всегда казалось, что просто так должно быть. Хотя, вспоминал он, «…характер у мамы был непростой. Она всегда и всем старалась доказать, что права. Но папа ее боготворил, да и мы тоже».
В эвакуации супруги Меркурьевы-Мейерхольд занимались творчеством. Обладая способностями во все вникать и всем помогать, Василий Васильевич почти не бывал дома. Близкие и друзья ласково его называли Вась Васичем. Однажды был случай в его жизни, когда к нему обратилось руководство Ленинградской области с просьбой помочь достать семенной горох. Меркурьев не удивился. Время было послевоенное, все давалось с трудом. Он позвонил в Министерство сельского хозяйства, и проблема была решена.
Когда Меркурьевы возвращалась после войны в Ленинград, Ирина Мейерхольд по дороге подобрала двух потерявшихся детей. Первое время их семья, напоминавшая цыганский табор, жила в крохотной квартире, пока им не отдал свое жилье их сосед, директор ленинградского ТЮЗа. Площадь его жилья составляла 80 кв. метров. Семья Меркурьевых свободно вздохнула, заняв пустые комнаты. Актер Меркурьев вернулся к театральной и педагогической деятельности, которой занимался еще до войны. Супруги Меркурьевы ни на что не жаловались, хотя испытывали большие сложности.
Ирину Мейерхольд не брали на работу. Почти 12 лет она вынуждена была сидеть дома, с детьми. От природы Меркурьев был скромен и ничего ни у кого не просил. Его дочь Анна писала, что «папа не гнался за чинами, не делил людей на звания». И люди, чувствуя это, любили его.
Василий Васильевич работал в театре много и охотно, не щадя себя. Он всегда чувствовал роль, ему, так казалось на первый взгляд, легко давались и драматические, и комические образы. Только самые близкие люди знали, как долго и кропотливо работал актер над каждой ролью.
Меркурьев искрометно играл Фамусова в пьесе «Горе от ума», сдержанно — Прокофьева в «Сыне века», переиграл В. Шекспира, А. Островского, А. Чехова. Он не отказывался от гастролей. Актера Василия Меркурьева видели жители Смоленска, Владимира, Семипалатинска, Комсомольска-на-Амуре, Ярославля
Поистине всенародным любимцем актер стал, сыграв старшего лейтенанта Тучу в фильме «Небесный тихоход». Пока критики ругали картину за легковесность, зрители повсюду распевали полюбившуюся песню «Первым делом, первым делом самолеты…» Затем последовали работы в фильмах «Глинка», «Повесть о настоящем человеке», «Донецкие шахтеры», удостоенные Государственных премий.
Однако общую зрительскую симпатию завоевала его новая роль — образ академика Нестратова в комедии «Верные друзья». И вновь песня «Плыла, качалась лодочка…» стала хитом своего времени. Люди также по несколько раз смотрели сказку «Золушка», где доброго лесничего играл Меркурьев.
Василий Меркурьев был всегда востребованным актером. Его считали весельчаком и балагуром, но артист мечтал о серьезных ролях. Он с радостью воспринял приглашение сниматься в киноленте «Летят журавли», где сыграл своего Федора Ивановича, отца героя фильма, проникновенно и правдиво. Меркурьев часто повторял жене, что мечтает сыграть Отелло. Но его порыв сдерживали режиссеры, говоря, что он хорош и в других ролях. На что Меркурьев с азартом отвечал: «Но дайте мне тогда „провалиться“. Пусть меня зрители закидают помидорами…»
Когда Ирине Всеволодовне разрешили работать, она стала ставить спектакли в театре им. Пушкина, где работал Меркурьев. Вместе с ним вела актерскую мастерскую в театральном институте. Во всех своих работах Меркурьев никогда не был старомоден, он был, что называется, на все времена. Где бы актер ни появился — на сцене или экране, тут же попадал в поле зрения своих поклонников.
Василий Васильевич любил говорить студентам о том, что славу не надо ждать, она придет сама, если дело ее достойно. Сын Меркурьева, Петр, писал в своих воспоминаниях, что жизнь его родителей состояла из труда, радости и любви. 44 года совместной жизни, и все в большой любви друг к другу.
В последний год жизни Ирина Всеволодовна сопровождала супруга в театр. Актер, несмотря на плохое состояние здоровья, старался играть без дублеров. Как-то, болея пневмонией, он почти ежедневно выходил на сцену, чтобы не срывать спектакль. К больнице подъезжала служебная машина, а ее уже встречал, как всегда подтянутый и элегантный, народный артист СССР Василий Меркурьев.
Незадолго до смерти Василий Васильевич, возвращаясь из театрального института с дочерью Анной, неожиданно для нее сказал: «А знаешь, Нюша, я в искусстве своего последнего слова еще не сказал». В этом он был весь. Безгранично талантливый, непосредственный и восторженный. В Меркурьеве всегда жил большой ребенок с добрым сердцем волшебника.
Умер актер Василий Меркурьев 12 мая 1978 года, в возрасте 74 лет, в Ленинграде. Следом за ним ушла и «его Джульетта»…