За что раздаются звезды
Тем грандиозней оказался приз, полученный Дядей Ваней в финале. Примадонна российской поп-индустрии Алла Пугачева вручила ему «Золотую звезду Аллы». А вместе со звездой — 50 тыс. долларов. На конкурсе в Юрмале эта награда приравнивается к гран-при, а сумма уступает лишь премии, которую получает обладатель первого места.
Для начала объясним специфику фестиваля тем, кто не знает. Конкурсантам нужно исполнить три песни — мировой хит, хит своей страны и свою песню. В качестве мирового хита Дяде Ване нужно было исполнить песню Beatles «Back in USSR». Вот и представьте: выходит такой русский мужик в шапке-ушанке, что-то там бубнит под нос, далекое от мотива Битлз. Конечно, чопорное жюри (за исключением Николая Баскова) белорусский юмор не оценило и выставило белорусу низкий балл.
Со следующей песней — в финале это было «7 тысяч над землей» — Дядя Ваня вышел в потрепанной кепке и с гармонью. И снова — пролет и последнее место. А вот последний шанс музыкант использовал на все сто. Наполненная оптимизмом стиля регги «Мая Белараша» (изначально эта песня была написана Дядей Ваней для одноименного скетч-шоу) покорила сердца не только зрителей, но и жюри, которые на этот раз были более, чем ласковы. Собственно, за любовь и патриотизм Дядя Ваня и получил «Звезду Аллы».
Сам обладатель звезды к своей победе относится довольно трезво. Низкие оценки списывает, во-первых, на субъективный фактор. А во-вторых, видит в этом своеобразный гениальный ход режиссера фестиваля Александра Ревзина. Чтобы крах по оценкам только усилил эффект от приза Аллы Пугачевой.
Ипостаси героя
До лета 2008 года имя Ивана Вабищевича (настоящее имя Дяди Вани) как музыканта знали немногие даже на просторах Беларуси. Он был «76-м процентом» в минском «Камеди клаб», пел в малоизвестной группе «Ван Хельсинг» (подумаешь, а кто сейчас не поет?), весной его утвердили на главную роль в мюзикле «Байкер» (осовремененный вариант романа в письмах «Опасные связи» Шодерло де Лакло) и немного преподавал в университете по специальности…, не поверите, «Водоснабжение, водоотведение, очистка природных и сточных вод».
Тяга к музыке у Ивана проявилась с детства — с двенадцати лет он пел в оперном театре. Ему пророчили театральный вуз. Однако повзрослев, юноша решил не превращать хобби в зарабатывание денег и предпочел идти по дороге семейной династии — поступил в технический вуз. После окончания университета Вабищевич поступил в магистратуру, а потом в аспирантуру. Сейчас работает над диссертацией и преподает в университете. Правда, музыку все эти годы не бросал. Себя же называет «реалистом-прагматиком с математическим складом ума».
После Юрмалы
После выступления в Юрмале Дяде Ване предложили вести утреннее шоу на одной из минских FM-радиостанций. Теперь, чтобы успеть к началу эфира, ему приходится вставать в шесть утра. Раньше в такое время музыкант мог только ложиться спать. А песня «Белараша» стала… почти вторым гимном.
Возможно, в ближайшее время мы услышим голос Дяди Вани в одном из блокбастеров, снятых Федором Бондарчуком. Но это пока секрет. А вот в национальном отборе на «Евровидение» Дядя Ваня дошел только до полуфинала. Что ж, нужно уметь и проигрывать.
Интересно, но белорусских журналистов очень радует, что Дядя Ваня не страдает проявлениями звездной болезни. Охотно дает интервью и автографы для поклонников. Но самое главное — менять минскую прописку на московскую не собирается. Такой уж он патриот, это Дядя Ваня..