Надо сказать, что к самому подполковнику в полку относились двояко. С одной стороны — не могли не уважать за веселый и хлебосольный малороссийский характер. С другой — его женитьба на красивой армянской девушке воспринималась, как не совсем верный шаг, межнациональные браки воспринимались тогда как чудачество.
Сверяя путь по старшему…
Однако вернемся к братьям. Старшего спустя несколько лет отец отдал учиться в Александровский кадетский корпус, полагая, что Василий пойдет по его стопам. Но не все то, что предполагают родители, сбывается на самом деле. Унаследовав от матери очень романтический характер, старший сын еще в кадетском корпусе очень увлекся литературой, и, бывая дома в коротких отпусках, приобщил к этому и младшего. Но если Василий старался писать что-то свое, то Владимир увлекся театральными спектаклями.
После окончания гимназии, где Владимир показал блестящие знания и получил серебряную медаль, на семейном совете было решено и его отправить в Москву, где в то время жил Василий. К удивлению многих — «лирик» Владимир определился с учебой не так, как от него ожидали, поступив на физико-математический факультет Московского университета.
Когда он оканчивал первый курс, 24 марта 1877 года разразилась русско-турецкая война. Василий тут же уехал на фронт, но не в качестве строевого офицера, а военным корреспондентом. Он постоянно был в самой гуще событий, не кланялся пулям, и за отвагу и мужество был награжден солдатским Георгиевским крестом.
Болячки графоманства удалось избежать не всем…
После возвращения старшего брата с фронта, Владимир начал задумываться над тем, ту ли он дорогу в жизни выбрал? С одной стороны, даже будучи блестящим математиком, вряд ли сумеешь остаться в истории. С другой — литературные сочинения способны помочь прославиться. И Василий это вполне доказал.
Забегая вперед, скажу, что старший из Немировичей-Данченко прожил интересную жизнь. Он побывал на всех трех войнах своего времени (к русско-турецкой добавились русско-японская и Первая мировая), активно сотрудничал с «Отечественными записками» и «Вестником Европы». Правда, далеко не всем нравилась его плодовитость — он лепил новые книжки, как пельмешки. И время от времени его чуть ли не открыто обвиняли в графоманстве. А остряки тут же придумали Василию новую фамилию — Невмерович-Вральченко. Шутка ли — в 1916 году Василию удалось выпустить собрание сочинений, состоящее из 50 книг. Но Невмерович-Вральченко прилип к нему, как банный лист.
Так что младший брат сначала попытался изменить свою фамилию, но потом одумался и только ставил перед фамилией вместо «В» — «Вл.» Первая же пьеса молодого литератора — «Шиповник» (1881) уже через год была поставлена Малым театром. Это очень вдохновило молодого человека. Владимир сочиняет рассказы, повести, романы. За пьесы «Новое дело» и «Цена жизни» ему присуждаются Грибоедовские премии.
К тому времени Владимир уже несколько лет работал театральным критиком. Кому, как не ему были известны все плюсы и минусы современного театрального искусства. Правда первые его пьесы написаны под сильным влиянием Антона Павловича Чехова.
Хорошая жена — больше, чем хороший вратарь для команды
В августе 1886 года 28-летний Владимир женился на красавице Екатерине Бантыш, дочери известного общественного деятеля и педагога Корфа. Обжегшись в первом замужестве, Екатерина обрушила на второго мужа море заботы, а главное, всегда была весела, постоянно интересовалась его творчеством, старалась предугадать любое его желание. И что не менее важно — не вмешивалась в его личную свободу, не закатывая сцен ревности, ее терпения хватало. А ведь в театре хватало молоденьких смазливых актрис, которые добивались особого внимания со стороны человека, от которого зависит и их дальнейшая карьера, и участие в спектаклях…
Екатерина Николаевна на что-то просто закрывала глаза, демонстрируя полнейшее доверие мужу. Во многом благодаря ее мудрости их брак длился более полувека, несмотря на известные трудности…
А с 1891 года Владимир Иванович начинает преподавать на драматических курсах Московского филармонического училища. Еще более тесно столкнувшись с театральным миром, он вдруг понимает, какой чудовищный кризис переживает театральное искусство. Это как водная скважина, которая «обросла» железом, практически искажала действительность. Хорошо, что уже все громче заявлял о себе талант молодого Константина Станиславского.
Знаменитая встреча Немировича-Данченко и Станиславского состоялась 22 июня 1897 года в московском ресторане «Славянский базар». Она продолжалась восемнадцать часов! Разговор шел о возможности создания нового театра в Москве. Как вспоминал Владимир Иванович в книге «Рождение нового театра», взаимопонимание было удивительным: «Мы ни разу не заспорили. Наши программы или сливались, или дополняли одна другую».
Революция в театральном деле
Их Художественный театр (позже — МХАТ) стал на переломе столетий настоящим сердцем Данко, осветившим новый путь для будущих поколений российского театрального искусства. Вместе со Станиславским Немирович-Данченко поставил все основные пьесы
Один из лучших спектаклей Немировича-Данченко — «Юлий Цезарь», премьера которого состоялась в 1903 году. Готовясь к постановке, он вместе с художником Симовым ездил в Италию, «напитаться» великого духа того времени. Режиссер воссоздал на сцене грандиозную историческую картину, заселив сцену патрициями, рабами, римскими гражданами, сирийцами, египтянами, водоносами, ремесленниками, танцовщиками. В массовке было занято около 200 человек. И каждой фигуре массовки Немирович-Данченко поставил задачи конкретно и точно. Это была настоящая революция в театральном деле!
Не изменил своей профессии Владимир Иванович и в годы другого перелома — Первой мировой войны и смены власти после социалистической революции. Напротив, он, образно говоря, старался «расширить плацдарм» — далеко не все знают, что именно Немирович-Данченко организовал в 1919 году при МХАТе Музыкальную студию (с 1926 года — Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко), где поставил ряд спектаклей и был руководителем постановок: «Дочь Анго» Лекока, «Лисистрата» Аристофана, «Карменсита и солдат» на музыку Бизе, «Травиата» Верди, «Катерина Измайлова» Шостаковича, «В бурю» Хренникова и других.
Маленький, неказистый, но мудрый…
Словом, жизнь продолжала течь размеренно, хотя и эмоциональных всплесков всегда хватало. А лучше всего сущность великого режиссера выразила Ольга Книппер-Чехова: «Я не знаю другого тонкого психолога, так проникновенно смотрящего в корень человеческого существа. Владимир Иванович не был актером, но он умел так взволновать актера, так заразить его, так раскрыть перед ним одной какой-то черточкой образ, что все становилось близким и ясным. Показывал он замечательно. Сам — маленький, неказистый, а войдет на сцену, и ничего не делает, именно ничего не делает: не меняет голоса, не придает лицу каких-нибудь особенных характерных черт, а сущность образа, его душа — раскрыты».
А как же старший брат Василий? В отличие от брата, «Невмерович-Вральченко» так и не принял новой власти. Он эмигрировал сначала в Германию, а потом в Чехословакию, где и скончался в Праге 18 сентября 1936 года. Хорошо еще, что до начала массовых репрессий, потому что братом Владимира Ивановича «кололи» не раз, а уж в разгул доносительства и стукачества иметь заграничного брата было непозволительной роскошью…
Лучший памятник — талантливые режиссеры
Но самого Владимира Ивановича любил вождь всех народов, который частенько посещал премьеры. А уж во время войны, когда искусство должно было еще более ярко служить народу, на драматурга и режиссера посыпались царские милости — за постановку спектакля «Кремлевские куранты» и за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы Немирович-Данченко дважды (в 1942 и 1943) удостоен Государственной премии СССР.
Это было последнее признание в его жизни — 25 апреля 1943 года 84-летний Владимир Немирович-Данченко скончался от сердечного приступа. Но к тому времени, новое дерево советского театра уже набрало силу, зазеленело, в стране появилось много талантливых режиссеров. И, пожалуй, именно это — главный памятник Мастеру постановок…